Открытие выставки двух воронежских художниц Анны и Беллы Чулковых Texthintergrund («Подтекст») состоялось в музее имени Крамского в четверг, 10 ноября. Сестры с 90-х годов живут и работают в Кельне. Их работы представляют разные ответвления современной живописи Германии.
В экспозицию вошло 80 работ, объединенных в серии по тематике. Анна и Белла Чулковы представили философские размышления о жизни, экспериментируя с формой и текстурами в работах. Цикл картин Texthintergrund («Подтекст») Беллы Чулковой относится к абстрактному направлению в живописи, изображение нанесено поверх рельефных букв, которые и являются своего рода подтекстом к основному – картине. Художница использовала тексты на русском и немецком языках, отрывки из Библии, тексты из интернета.
Фото – Роман Демьяненко
– Часто спрашивают: что вы хотели выразить своей картиной. Я решила использовать этот прием – сначала на холст наносила объемные буквы, тексты, а затем живопись. Получилось, что смысл картины был написан на ней самой. Конечно, первостепенный текст – это картина. Для художника всегда важнее живопись, она и является текстом для художника, он изъясняется визуальными образами, – рассказала Белла Чулкова.
Белла Чулкова
Фото – Роман ДемьяненкоРаньше художница работала с акварелью, теперь в ее арсенале масло и акрил. Сестры используют различные основы для работ: холст, картон и алюкобонд (композитный, облицовочный материал из алюминия). «Металлический холст» Анна и Белла Чулковы выбрали для создания совместной серии работ «Свидетель времени». В нее вошли масштабные и миниатюрные работы с изображением детей и текстами пословиц на латыни.
– Мы рисовали работы на алюкобонде на тему латинских пословиц. Мы рисовали в одной технике и немного сблизились стилистически. Это наша общая серия, но каждый создавал свою картину, – отметила Белла Чулкова.
Фото – Роман Демьяненко
Анна Чулкова представила серию объемных работ «Море Рубика» – кубы различных размеров с изображением моря на железной опоре. По словам художницы, кубик – это аквариум, в котором хранится определенное количество времени и информации.
Фото – Роман Демьяненко
Размышления о категории времени и человеческой жизни существуют и в двухмерных композициях «Фрагменты времени», но автор использует другой художественный прием – картины состоят из 27 паззлов квадратной формы, складывающиеся в единый морской пейзаж.
Фото – Роман Демьяненко
– Серия работ «Фрагменты времени» вытекла из одной работы, которая изображала сорок лет как кризис середины жизни. По замыслу эти квадратики изображают, сколько воды утекло за конкретный год, месяц. Это о наших отношениях со временем, о том, что мы некоторые важные моменты пропускаем и возвращаемся к ним в наших воспоминаниях. Важным моментом, можно сказать, действующим лицом в этих работах является атмосфера, главное – это ощущение человека, пространства и времени, – поделилась Анна Чулкова.
Фото – Роман Демьяненко
Из фрагментов состоит и «Кельнский собор» из серии «Готическая архитектура». Он представляет собой здание, бесконечно стремящееся ввысь, создается ощущение, что у него нет сводов. Об этой необычной перспективе говорит и сама художница.
Анна Чулкова
Фото – Роман Демьяненко– Это очень темное сооружение, но светлое по ощущениям. Там необычная высота, к тому же атмосфера собора меняется в зависимости от света и витражей. Интерьер этого собора написан как пейзаж, с воздушной перспективой. Здания с такой перспективой, чтобы все исчезало, нет. Я специально дала больше пространства, для зрителя, – рассказала Анна Чулкова.
В экспозицию вошли и другие серии художниц – портретные, пейзажные и абстрактные.
Фото – Роман Демьяненко
Выставка проработает до 15 января. Вход свободный до 24 ноября, затем входной билет обойдется в 150 рублей (для пенсионеров, школьников, студентов-очников, курсантов – 100 рублей).
Справка РИА «Воронеж»
Белла Чулкова выставляется непрерывно с 1984 года – вначале в СССР, а затем в Германии. Она создает как абстрактные, так и предметные композиции, экспериментирует с техникой живописи. На выставке представят серию мужских портретов «Лица» (2010 год) и серию «Тексты и подтексты» (2008 – 2010 годы). Нанесенный на холст рельефный текст является подтекстом в двух смыслах: он излагает сюжет, но находится «под слоем живописи», то есть под текстом.
Живопись Анны Чулковой, работающей с 1998 года, интуитивна и эмоциональна – она выражает свое видение времени через серию работ на тему моря, делает путевые зарисовки. Ее картина «Фрагменты времени» (2007) состоит из 40 частей. Эта цифра символизирует середину человеческой жизни и быстротечность времени. Серия «Ночные поездки» (2009-2011 годы) открывается портретом девушки. Художница погружает зрителя в атмосферу пустых улиц, ярких ночных витрин.