Гастроли Донецкого республиканского академического молодежного театра (город Макеевка) прошли на сцене Воронежского театра юного зрителя во вторник и среду, 26 и 27 апреля. Актеры привезли два спектакля: «Человек из Подольска» по пьесе современного драматурга Дмитрия Данилова и «Как боги» известного писателя Юрия Полякова. Представители театра рассказали о гастролях в РФ на пресс-конференции в областном Доме журналистов.
Выступление артистов из Макеевки организовали в рамках федеральной межрегиональной программы «Большие гастроли». Труппа проехала по маршруту Новочеркасск – Россошь – Белгород – Курск – Брянск – Смоленск – Великие Луки – Псков – Великий Новгород – Тверь – Калуга – Орел. Воронеж – 13-й и финальный город гастрольного тура театра. Несмотря на то, что воронежский зритель в хорошем смысле «избалован» театральными представлениями, билеты на спектакли ДРАМТ раскупили полностью за несколько дней до показов.
Андрей Васильев, директор Воронежского государственного театра юного зрителя:
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/oL8V0Q1aPSmBL6tpN-aMR_BRGSmkkXgB.jpg)
– Нам, конечно, очень польстило, что Донецкий РАМТ выбрал ТЮЗ в качестве площадки в Воронеже. Гостей такого уровня мы не встречали давно. Очень радостно, что мы можем пообщаться с коллегами, поделиться опытом. В дальнейшем нам хотелось бы не только принимать у себя таких гостей, но и самим съездить в гости. Я думаю, со временем, в ближайшей перспективе у нас это получится.
Разные сцены
Владислав Слухаенко, художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодежного театра:
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/w7s9UZv1LLKnEMifdz0Pslda3h6NLPGG.jpg)
– Инициатива проведения гастролей исходила от Росконцерта. Они обратились к нам в начале марта и успели провести в кратчайшие сроки огромный объем технической работы – буквально за 5−6 дней разработали график, подобрали площадки, еще неделя ушла на оформление документов, и 21 марта мы выехали в гастрольный тур. С воронежскими театрами мы пока не были знакомы, хотя находимся относительно недалеко друг от друга. Надеюсь, что теперь мы подружимся и коллективами, и театрами.
Труппу ДРАМТ ждали абсолютно разные сцены, как по технической оснащенности, так и по размерам. Представители тетра признались, что все площадки объединяет то радушие, внимание и забота, с которой встречали коллектив из Донецка. Планируя гастрольный репертуар, выбор сделали в пользу тех спектаклей, которые легко монтируются на разных площадках. Кроме того, по мнению представителей Донецкого РАМТ, именно они наиболее полно показывают возможности коллектива театра.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/pjFyNbyq8yjzjWevPQxzbu2L-7xCpV2s.jpg)
Владислав Слухаенко, художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодежного театра:
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/ys0wdIz5qv3niCMFTQvCa2xsDI3cd9-8.jpg)
– Для нашего театра такие гастроли уникальны – впервые они проходят в таком объеме и в таком формате. За 50 лет существования театра впервые мы столкнулись с такой обширной географией и сжатыми сроками. Нас «переплюнули» только коллеги из ансамбля «Донбасс»: они путешествуют уже два месяца от Ростова, через Крым – до Красноярска, заканчивают тур 8 мая. Конечно, были сложности – многие технические работники подлежали мобилизации – у нас остались только два монтировщика и женщина-осветитель. В погрузке-разгрузке, установке декораций на равных участвовали и актеры, и звукорежиссер, и все остальные. Живем единым коллективом, единым механизмом. Если не брать во внимание причины, то для театра такое единение очень полезно.
Живой спектакль
Евгений Романенко, актер и режиссер Донецкого республиканского академического молодежного театра:
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/UK_BprvaDE22_tS8oYv0SJH0QdQfZX-N.jpg)
– Я не в первый раз приезжаю в Воронеж. В 1989 году молодым актером Харьковского академического украинского драматического театра я был здесь на гастролях. Мы работали в театре Кольцова. Привозили спектакль «Шельменко-денщик». Я играл роль Лопуцковского, который как раз вояжирует из Чернигова в Воронеж и обратно. Мне и тогда очень понравился Воронеж – он очень перекликается с Харьковом – и сейчас, когда прошло больше 30 лет.
Евгений Романенко поставил спектакль «Как боги» еще в 2018 году. Все это время он пользовался успехом у донецкого зрителя, но из-за пандемийных ограничений играли его не часто.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/zThzqPEn7xhhzlbjEYzOVLhNr-S0iGjs.jpg)
По словам режиссера, это спектакль для широкого круга зрителей – история о любви, предательстве, человеческих взаимоотношениях, проблеме отцов и детей.
– Обычно, когда зрители выходят из зала, они говорят: «Как будто посмотрели хороший фильм». Юрий Поляков мне вообще очень нравится, и как писатель, и как драматург. Он чем-то напоминает мне Чехова. Я также играю в спектакле. Не от жадности, я за 30 лет наигрался. Просто у нас возрастных актеров не очень много. Работа над спектаклем идет постоянно: даже в процессе этих гастролей мы изменили его, чтобы действие было динамичным, чтобы выдерживался темпоритм. Мы за то и любим театр, что он живой: ни один спектакль не похож на другой. В кино так не сделаешь, например, – поделился Евгений Романенко.
Художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодежного театра Владислав Слухаенко:
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/dnPFgVK-XYvc3ejXDckHoMjH05k2tFkO.jpg)
– Когда спектакль играется практически в ежедневном режиме, становится видно, в каких местах действие провисает и его надо ускорить. Благодаря этим гастролям мы смогли внести корректировки, которые пошли постановке на пользу и помогут зрителю лучше воспринимать материал. Это нормально: спектакль – живой организм.
Человек из Макеевки
Актриса Оксана Плюха занята в двух спектаклях. Причем, если в постановке «Как боги» она играет со дня премьеры, то к «Человеку из Подольска» ее привлекли прямо перед гастролями – пришлось заменить заболевшую актрису.
Художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодежного театра Владислав Слухаенко:
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/wrJwsBxqZkbyv2eexQ6RS0fgIKdPBJO4.jpg)
– Оксана учила роль в автобусе. Мизансцены изучала по видео. А у нее, между прочим, одна из ведущих ролей, достаточно большая по объему. Ее премьера прошла на сцене в Новочеркасске – первом городе гастрольной программы. Сначала, конечно, колени дрожали, но сейчас Оксана в спектакле уже «как родная».
«Человека из Подольска» поставил режиссер из Ульяновска Александр Лебедев. В Калуге он навестил труппу, посмотрел спектакль, внес необходимые коррективы.
Актриса Донецкого республиканского академического молодежного театра Оксана Плюха:
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/IwqzMrpHSRwW_adilx1WfLwracn4dcUc.jpg)
– Мне повезло участвовать в двух спектаклях. Они совершенно разные – для актрисы это очень интересно. «Человек из Подольска» – это брехтовский театр, абсурдистский. Связать события в логическую цепочку поначалу невозможно. Но второй акт расставляет все по местам. Спектакль поднимает очень актуальные темы. Каждый зритель – а изначально я смотрела спектакль именно как зритель – невольно ассоциирует себя с главным героем, потерявшемся в собственной реальности. Главный посыл спектакля: жить здесь и сейчас, быть благодарным за то, где ты находишься.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/lxlqz98wDP1fUz8SYJqLHk9EapQBLA3R.jpg)
О культуре в Донбассе
Художественный руководитель Донецкого РАМТ Владислав Слухаенко рассказал, что в Донбассе сейчас запрещены массовые мероприятия, театр работает в репетиционном режиме, а оставшиеся актеры заняты в концертной программе для госпиталей. Детские познавательные программы детей от трех лет сейчас адаптируются для эвакуированных ребят.
– Руководство ДНР понимает важность культуры. В «культурных» вузах открываются актерские отделения, а мы получаем неплохое финансирование. В 2018 году мы выпустили восемь премьер, в 2019 – девять. При этом мы видим потребность зрителей – актеры ощущают, что они нужны сейчас больше, чем когда бы то ни было, – отметил Владислав Слухаенко.
Татьяна Фролова, глава Воронежского отделения Союза театральных деятелей РФ:
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2022/04/rJ_z1vvJaOP_rtKVNArTuHo9VGKoltsG.jpg)
– Хочется сказать нашим гостям: вы безумно мужественные люди. Заниматься культурой сейчас совсем непросто. Очень хочется поддерживать связь с такими талантливыми людьми.
ДРАМТ ведет свою историю от 1971 года. Именно тогда актеры русской труппы Донецкого областного музыкально-драматического театра имени Артема, а также выпускники театральных институтов и студий Киева и Харькова основали Донецкий областной русский театр юного зрителя. В 2021 году учреждение переименовали в «Республиканский Академический Молодежный Театр (РАМТ)» с целью расширить аудиторию.