Жительница Каширского района, 84-летняя Антонина Воробьева, за свою жизнь сделала оклады для тысячи икон. Украшению икон Антонину Михайловну научила ее мать, сама же мастерица передала опыт своей дочери.

Родилась Антонина Воробьева в 1930 году в Можайском. Ее мать рано овдовела, оставшись с тремя детьми на руках. Антонине - старшей в семье – было всего три года, средней дочери – два, а сын только родился. Вера Селиверстовна так больше замуж и не вышла, а поднимать семью в одиночку было непросто. Чтобы прокормить детей, женщина работала в колхозе за трудодни, а ночью шила.

- Даже не знаю, когда она спала, - вспоминает Антонина Михайловна. – Работала и работала. Все село обшивала. И нас всех приучила к труду, смогла дать нам образование. Сестра с братом закончили по десять классов, а я – только семь. Мне нужно было помогать матери.

Только после выхода на пенсию у Веры Селиверстовны появилось свободное время. Будучи очень набожной, она начала заниматься украшением икон – создавала оклады из фольги. Научилась всему сама. Инструментов никаких не было. Использовала она обычные деревянные катушки от ниток. Фольгу раз в год привозил брат Антонины. Он работал на молокозаводе в Киеве, где фольгой закупоривали горлышки бутылок. Руководство цеха позволяло брать эту фольгу.

- Поначалу мама работала тайно – время было такое, - рассказывает Антонина Михайловна. – Но слухи о ее занятии разносились по округе. Люди несли ей иконы. А отплачивали, чем могли: кто - пшеном, кто - маслом растительным, кто - яйцами. Я, правда, ругала ее за то, что она и на пенсии находила себе работу и не умела отдыхать. А мама говорила: «Смотри и учись, потом вспомнишь меня».

Так и вышло. Всю жизнь Антонина Михайловна проработала в колхозе, сначала телятницей, а потом - дояркой. Вместе с мужем она воспитала четверых детей. Когда дети росли, свободного времени практически не было. Появилось оно, как и у матери, только после выхода на пенсию - 20 лет назад.

Вот тогда рукодельница и вспомнила все, чему учила ее мать, и тоже начала заниматься украшением икон. Хотя художественного образования у Антонины Михайловны нет, ее работы можно назвать подлинными шедеврами народного искусства.

- Для окладов я использую фольгу разных цветов, запасы которой остались у меня еще от матери, - рассказывает она. – Фольга должна быть плотной, чтобы держать форму. А в магазинах сейчас такую найти очень сложно.

Техника выполнения работ по украшению иконы у каждой мастерицы своя. Антонина Михайловна с помощью самодельных инструментов вырезает свои неповторимые узоры. Они создают иллюзию массивного металлического оклада. Специальных инструментов у мастерицы нет. В ее арсенале карандаш, ножницы, пинцет, стальной гвоздь с приплюснутым острым концом, напоминающий скальпель, и резец или копировальный ролик, который используют в швейных работах.

Для каждой иконы Антонина Михайловна стремится придумать свой рисунок. Для украшения она также использует различные бусины, гофрированную бумагу, отдельные элементы выделяет с помощью масляных красок. Что интересно, вместо белой краски мастерица использует обычный зубной порошок. Это своего рода небольшой секрет Антонины Михайловны. Белая краска со временем желтеет, а цвет зубного порошка остается неизменным. Желающих «нарядить» новую икону или обновить убранство старой очень много. Люди из разных сел привозят Антонине Михайловне изображения ликов святых и киоты. Были заказы из Воронежа, Самары и даже украинского города Шахты.

Прежде чем заняться непосредственно украшением икон, Антонине Михайловне приходится часто очищать их от грязи, паутины, копоти. Бывало, приносили иконы с уже совершенно обветшалыми киотами. Тогда жене помогал теперь уже покойный супруг Иосиф Михайлович - он работал в колхозе плотником в строительной бригаде.

Процесс декорирования одной иконы занимает несколько дней. Так, например, на создание оклада для иконы Пантелеимона Целителя у Антонины Михайловны ушло три дня.

За 20 лет Антонина Михайловна украсила около тысячи икон, среди которых были не только православные, но и десятка три старообрядческих. Мастерица обновляла даже столетние иконы.

За работу заказчики платят мастерице, кто сколько может. А она практически все жертвует местному храму.

По стопам матери пошла дочь Наталья. Сейчас она живет в Репном и вместе с детьми украшает иконы. Получается, что этим ремеслом занимается вот уже третье поколение семьи.

- Антонина Михайловна - очень душевный человек, - говорит художественный руководитель Можайского СДК Раиса Баранова. – Кто бы к ней не обратился, никогда никому не отказывает. Всем старается помочь.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».