В 1955 году в Антарктиду отправилась первая советская научно-исследовательская экспедиция. В ее составе был Василий Михайлович Дешевых из села Татарино Каменского района. Он строил поселок Мирный.
В свои 80 лет Василий Михайлович бодр и активен, интересуется политикой и прекрасно помнит события 58-летней давности.
- Антарктида часто снится?
- Теперь уже нет. О ней напоминает этот дом, построенный на заработанные в экспедиции деньги. Со стройматериалами в то время были большие проблемы. А мне по льготе выделили большой дубовый дом в селе Хреновое – почти 50 м2. Заплатил я за него 6 тысяч рублей и перевез сруб в Татарино.
- Путевку на южный материк мне дала Острогожская школа ФЗО, где я учился после восьмилетки и получил профессию шофера, - вспоминает Василий Дешевых. – Потом работал в леспромхозе Архангельской области, служил на острове Диксон, где наша военная часть строила аэродром.
На втором году службы к командиру части вызвали 12 солдат, имеющих отношение к технике, и приказали написать автобиографии. А через некоторое время после соответствующей проверки их отправили в Москву. Переодели в гражданское: костюмы, пальто, шляпы – все с иголочки, дали по 1000 рублей и сказали, что счастливчикам предстоит выполнить правительственное задание. Только в Калининграде они узнали, что будут участвовать в экспериментально-зимовочной экспедиции, которая направляется в Антарктиду.
Отчалили на судах «Обь» и «Лена». На борту-95 научных сотрудников во главе с доктором географических наук Михаилом Сомовым, обслуживающий персонал, техника, стройматериалы, оборудование научной обсерватории.
- Плыли 57 суток. Во время пересечения экватора нас по традиции окунули в воду, - рассказывает Василий Михайлович. - Не в открытый океан, конечно, а в бассейн на борту корабля. А для сугреву дали по кружке вина.
В Антарктиде лето длится всего два месяца – декабрь и январь. Участники экспедиции достигли берегов этого материка в январе. Он встретил их отвесными ледниковыми берегами, от которых с шумом отваливались и отправлялись в дрейф 40-метровой высоты айсберги. У берегов охотились на тюленей касатки. На горизонте маячили киты.
- На берегу, сгрудившись, на нас с удивлением смотрели пингвины, - вспоминает с улыбкой Василий Михайлович. - Большие – королевские и маленькие, величиной с утку – адели. Людей они совсем не боялись. Дул очень сильный ветер и из-за шторма мы разгрузились только лишь на третьи сутки. Во время разгрузки случилась беда: рухнул в океан трактор, в кабине которого находился солдат. Раздались крики: «Спускайте водолазов!» Но смысла в этом уже не было. При помощи эхолота выяснили, что из-за большой плотности воды трактор даже до дна не опустился, а так и остался висеть в толще воды.
Поселок Мирный мы построили быстро. Он состоял из финских утепленных домиков. Крыши делали плоские. Укрепляли строения тросами. Возвели около двух десятков жилых домов и подсобных помещений. Отапливались они электричеством, которое вырабатывали аккумуляторные генераторы. Научные сотрудники занимались исследованием материка, по которому мы их возили на вездеходах. Были на борту вертолеты и даже самолет
От холода мы особо не страдали. Поскольку одежда была соответствующая: унты, валенки, дубленки, непродуваемые бушлаты. А еще так называемая малица. Это подобие рубахи, сшитой из тонко выделанных оленьих шкур. Для полярника вещь незаменимая. А кормили так, что мне все время казалось: вот он, коммунизм пришел!
- Сколько вы пробыли в Антарктиде и были ли там экспедиции из других стран?
- Когда было закончено строительство Мирного, мне предложили остаться на зимовку. С условием, что это время войдет в зачет службы. Я согласился и пробыл в Антарктиде 1 год и 1 месяц. Зимой температура опускалась до минус 50 градусов, дули постоянные ветра, и мы перемещались по поселку по «канатной дороге», держась за натянутые веревки.
Недалеко от нас располагался населенный пункт экспедиции из Соединенных Штатов Америки. Состояла она из трех человек. Они часто ходили в нашу столовую обедать и общались с советскими научными сотрудниками.
В экспедиции научные сотрудники и обслуга зарабатывали приличные деньги – до 250 тысяч рублей. Василий Дешевых как солдат-срочник получил за зимовку немногим больше 6 тысяч рублей и льготы на покупку автомобиля, но предпочел дом. И вот уже более полувека деревянный сруб напоминает хозяину о длинной полярной ночи и коммунизме, восторжествовавшем в отдельно взятом поселке.
Кстати, в той исторической научно-исследовательской экспедиции и строительстве поселка Мирный принимали участие два человека из Воронежской области. Один из них – Василий Михайлович Дешевых.