Телеведущая «Дождя» Женя Воскобойникова презентовала книгу «На моем места» в Воронеже в воскресенье, 11 декабря. Вместе с соавтором Анастасией Чуковской она ответила на вопросы журналистов и читателей о том, как создавалась книга, и зачем ее написали.

В истории Жени много Воронежа, где Женя родилась, стала моделью и «Леди Совершенство», а потом в 2006 году попала в аварию, лишившую ее возможности ходить. Поэтому Жене было важно презентовать книгу в родном городе, где люди переживали за нее, ругали и спасали.

Журналист РИА «Воронеж» прочитала откровенную и очень личную историю Жени Воскобойникой о переломе позвоночника и о жизни в инвалидном кресле – о карьере на телеканале «Дождь», переезде в Москву и рождении дочки Маруси.

Как появилась идея написать книгу

Написать «историю одного перелома» Жене Воскобойниковой предложила ее коллега Настя Чуковская. Чуковская дистанционно преподает онлайн-журналистику для людей с ограниченными возможностями. Знакомство Чуковской и Воскобойниковой началось с семинара.

– Женя стала успешной, сделала карьеру с первой группой инвалидности. Поэтому я ее пригласила, и это было бомбой. Женя через экран умеет зарядить людей своей энергией, своей историей, объяснить, как бороться за свои права, куда двигаться, – рассказала Анастасия Чуковская.

На следующий день после успешного вебинара Чуковская предложила Жене написать книгу, и та сразу же согласилась.

– Когда мы начинали писать книгу, я не думала, что она будет такой откровенной. Последнюю верстку я даже боялась читать. Я стеснялась, боялась огласки, и до сих пор боюсь, что люди узнают больше обо мне, что-то додумают за меня. Было много разговоров, слез, нервов. Большая заслуга Насти в том, что спасала меня от паники, – призналась Женя Воскобойникова на презентации книги.

Как происходят подобные аварии? По одной и той же схеме: двадцатилетним девчонкам просто в голову не приходит, что с ними может случиться что-то плохое. Мы молодые, красивые, бессмертные. Я не помню, чтобы кто-то был пьяным, но все были навеселе. Я выпила бокал шампанского – редко когда я пью больше. Настя повернулась ко мне и к Дине: «Зачем ждать такси, давайте с Алексеем поедем». Сам Алексей весь вечер ухаживал за Диной, клялся ей в любви, она тоже согласилась поехать.

Из главы «Счастливый билет»

Авторы писали книгу, общаясь через Skype: Настя живет в Будапеште. Чуковская задавала вопросы Жене, ее подругам, записывала и обрабатывала ответы.

– Когда мы придумали писать книгу, я поняла, что ничего не знаю о теме инвалидности. Не понимаю, через что Жене пришлось пройти. И мне кажется, что именно несведущий человек должен был делать все интервью с Женей – объяснила Настя Чуковская. – Мы ничего не знаем о том, как себя вести с инвалидами, а спросить неудобно. Когда же человек, который ходит, пишет о человеке, который не ходит, он помогает читателю увидеть проблему совсем по-другому.

Собраться с мыслями я могла только ночью, когда меня оставляли одну. Тогда я, наконец, могла поплакать – так, чтобы никто из родных не видел. За что мне это? Что я сделала не так? Это потому, что я заносчивая, да? Это все моя гордыня? Это чья-то зависть? Может, я хвасталась? Жених, модельная карьера, dolce vita, обязательно все было выставлять напоказ? Думала, весь мир будет у твоих ног, вот посмотри, где теперь твои ноги? Получила по заслугам.

Из главы «Это не со мной»

Почему было важно рассказать историю Жени

На презентации Женя Воскобойникова призналась, что сомневалась, нужна ли будет книга с ее историей. Но ее убедила соавтор, близкие люди и представители издательства Individuum.

– Меня убедили, что общество давно готово к диалогу. Нужно обсуждать, как в нашем обществе относятся к людям с ограниченными возможностями. Люди хотят об этом говорить. Я захотела рассказать свою историю. Получилось честно, без прикрас, местами жестко, но зато правдиво и от души, – рассказала Женя.

Я наконец-то попала домой. Я так ждала этого, так мечтала о своей комнате, мечтала оказаться с родителями, вернуться в свой мир, хотя бы так. И это оказалось кошмаром наяву. В подъезде ступеньки. Я с трудом помещаюсь в наших узких проемах, а в ванной и в туалете – пороги. Мне уже 21 год, а я не могу самостоятельно почистить зубы. Да что там – я даже не могу понять, хочу я в туалет или нет, я ничего не чувствую и вынуждена пользоваться подгузниками.

Поначалу я часто падала с коляски – вылетала вперед, переворачивалась, заваливалась на бок. Как-то раз я осталась дома и решила привести себя в порядок. Некому было мне помочь и перенести в ванну, так что я решила помыть голову в раковине. Я забыла поставить коляску на тормоз, наклонилась, она из-под меня выскользнула. Я ударилась подбородком о раковину, спасибо, что зубы остались целы.

Из главы «Я сейчас проснусь»

Настя Чуковская поделилась, как она убеждала друзей Жени в инвалидных креслах, что их истории кому-то нужны, что на них есть запрос общества.

– Когда разбираешь истории по кускам, понимаешь, что они очень похожи. Люди проходят через похожие стадии – авария, несчастье, переживания, депрессия. А дальше люди или отталкиваются от дна, или нет. В книге больше истории женщин, которые пострадали в авариях. Девочки, которые встретились Жене на пути, стали ее подругами. Они полноправные герои этой книги, их истории в нее вплетены. Истории похожи, но в то же время разные. С каждым может случиться подобное. Мы надеемся, что кому-то книга поможет осознать всю ответственность за каждую секунду своей жизни, – поделилась Настя.

Человек в коляске – это не нищий, побирающийся на светофорах, и это не человек, который прячет глаза, когда на него обращают внимание. Это нормальный человек, который занимается тем же, чем и все остальные. Нам надо прилагать все силы, чтобы жить прежней жизнью… приучать всех к тому, что раньше мы ходили на каблуках, а вот сейчас мы в коляске, но наши умственные способности не изменились, энергия все та же. Только тогда люди поймут, что инвалид – это не несчастный, заброшенный и забитый человек. А если изменится отношение, изменится и среда.

Оказывается, для этого даже есть название – социальное понимание инвалидности. Оно заключается в том, что инвалидом человека делает не его диагноз, а те барьеры, в которых приходится существовать. То есть вся наша реальность с бюрократическими сложностями, недружелюбным отношением, бордюрами и прочим.

Из главы «Я не одна»

Откуда в книге появился черный юмор

Несмотря на тяжелую тему о жизни инвалидов в России, история Жени Воскобойниковой читается на одном дыхании, она получилась легкой и местами смешной.

– Самой неожиданной частью работы оказалось то, что среди черной, страшной, депрессивной, сложной истории вдруг девчонки – Женя и ее подруги Света и Лиза – начинают хохмить. У них вдруг вылезает черный юмор, и я не знаю, что с ним делать. Они имеют право смеяться, а я – нет, – ответила Настя Чуковская на вопрос о смешном в книге. – Во всех интервью есть элемент моего шока. И мой шок именно от их шуток, а не от рассказов. Девочки снабдили своим остроумием, шутками и смехом все страшные ситуации, с которые попали. Это позволяет прочитать книгу. Если бы книга получилась черной-пречерной, то читателям пришлось бы нелегко.

Мы со Светой стали не разлей вода. Несколько лет мы ездили вместе в реабилитационные центры. Главный адрес любого инвалида в наших широтах — это санаторий в городе Саки в Крыму. Когда мы туда приехали первый раз, перед нами открылось то, что Света назвала театром абсурда. По трем улицам городка перемещались десятки инвалидов. В Саках огромный санаторий, который специализируется на наших проблемах. Впервые мы видели такое количество колясочников, людей без конечностей, карликов, людей на костылях, людей, которые хромают или ползут, чтобы добраться из одной точки в другую. Но мы-то другие, мы же сюда ненадолго приехали. Мы себя не ассоциировали с остальными пациентами, мы на все смотрели так, будто нас это не касается. Мы сейчас позанимаемся, полечимся, грязью облепимся, пройдем курс массажа, встанем и пойдем отсюда на своих двоих.

Из главы «Добро пожаловать в Саки»

Женя призналась, что трудные ситуации легче переживать с юмором. Легче посмотреть на себя со стороны и «постебаться».

У меня появилось любимое развлечение: после того, как я припарковалась, открываю окно и выискиваю глазами какого-нибудь крепкого юношу или мужчину, чтобы попросить помочь вытащить из багажника инвалидную коляску.

– Простите, что?

– Инвалидную коляску, она в багажнике.

– Что за коляска?

– Инвалидная коляска. Помогите, пожалуйста, я вам покажу, как ее разложить и тогда я смогу в нее пересесть и поехать в магазин…

Работает каждый раз! Представить, что вот эта блондинка на большой машине на коляске, – невозможно. Люди по-прежнему считают, что есть неуязвимые.

Из главы «Игра в правду»

Как относится к моде на тему инвалидности

Одним из самых интересных на презентации стал вопрос о моде на тему инвалидов. Женя оценила поступок главы Сбербанка Германа Грефа, который надел костюм, имитирующий состояние инвалида, чтобы проверить, насколько отделения банка приспособлены для обслуживания людей с ограниченными возможностями. Поступок Грефа бурно обсуждали в СМИ и соцсетях.

Воскобойникова Евгения-Книга_19.JPG

– Идея и поступок Грефа были спорными, но зато все это разошлось миллионным тиражом. Неважно, как это сделали, под каким соусом подали, он хотя бы попытался. Это стало проявлением его воли. Может быть, выглядело некрасиво, но поступок вызывает уважение. Он не постеснялся так выйти, почувствовал себя по-другому. Я приветствую любой пиар, даже отрицательный – пусть даже огласка случаев, когда инвалидов не пускают в самолеты, когда их запирают на парковках. Все это привлекает внимание общества, – объяснила Женя.

Никакого заговора против инвалидов в России не существует. Никто не хочет, чтобы мы сидели по домам и не высовывались. Для нас есть льготы, разработано множество социально полезных программ. Но за нас никто не будет действовать и выбирать то, что по праву наше. Наверное, я такая самоуверенная потому, что мне удавалось одержать победу над главами администраций… У меня есть права, никто не сможет их у меня отобрать. Без нашего участия никаких перемен не будет.

Из главы «Маруся»

Телеведущая считает, что отношение к инвалидам в российском обществе стало намного лучше, чем десять лет назад. Люди перестали прятать глаза от человека в коляске. Женя рассказала о реакции детей на нее, когда родители стараются уходить от их вопросов, увести подальше от человека в коляске.

Воскобойникова Евгения-Книга_06.JPG

– Детей очень привлекает мой вид, я в коляске выгляжу для них космически. Они тоже хотят такой «велосипед». Если у меня ребенок спрашивает, почему я на коляске, я обычно отвечаю, что ездила в машине без детского кресла, поэтому теперь не могу ходить, и мне требуется коляска, – с улыбкой рассказала Женя.

О чем книга «На моем месте»

Женя Воскобойникова описала свою жизнь успешной модели и студентки до аварии и после, как трудно было сталкиваться с взглядами людей, в которых вместо восхищения – неподдельный ужас. Женя рассказала, как долго и безуспешно хваталась за призрачную возможность ходить, боролась физически, пока не смирилась.

Случайно гендиректор холдинга «Дождь» Наталья Синдеева услышала ее в качестве гостя во время эфира на радио и пригласила на телеканал, который только создавался. Женя с мамой поехала в Москву, где стала учиться новой профессии. Было очень трудно, Женя плакала, уставала и несколько раз хотела все бросить и вернуться в Воронеж.

Женя рассказала, как в ее жизни появились новые друзья, как ее поддерживала семья, как девушке в коляске было непросто стоить отношения с мужчинами. Написала Женя о своем браке и разводе с отцом своей дочки, о рождении Маруси.

«Я вам не советую даже пробовать. Простите, но в вашем случае это невозможно. Нам, конечно, известны примеры, когда такое бывало, но это что-то из ряда вон выходящее. Зачем вам это нужно? Вы все-таки инвалид, надо понимать свои возможности». Слова доктора о том, что я не смогу иметь детей, я запомнила на всю жизнь. Но Миша над этим только смеялся. «Такого не может быть, чтобы у нас с тобой не получилось!» Через два месяца я забеременела.

Из главы «Маруся»

На презентации Женя Воскобойникова призналась, что благодаря работе над книгой вспомнила тяжелые вещи, которые сознание попросту заблокировало.

В книге немало рассуждений о жизни инвалидов в России, историй о сосуществовании мира людей с ограниченными возможностями с обществом, представители которого бывают и жестоки, и милосердны. Написав о себе, Женя ответила не только на свои вопросы, но и на вопросы многих людей.

Это не Бог, это не карма, это не судьба. Просто мы, дуры, сели в машину к пьяному водителю, произошел несчастный случай. Пора спрашивать не «за что», не «почему», а для чего это с нами произошло? Я думаю, со временем мне станет понятно, для чего это было нужно. У меня есть ощущение, что произошедшее неслучайно. Что я должна что-то изменить здесь.

Из главы «Продолжение»


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».