, Воронеж
  • 106185

«Жалею, что не стал летчиком». О чем рассказывал Василий Лановой в Воронеже

Курьезные случаи, мечты, лучшие роли и любовь к столице Черноземья
«Жалею, что не стал летчиком». О чем рассказывал Василий Лановой в Воронеже «Жалею, что не стал летчиком». О чем рассказывал Василий Лановой в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — Наталья Трубчанинова (из архива)

Народный артист СССР Василий Лановой скончался на 88-м году жизни в четверг, 28 января. У него диагностировали коронавирус, последние несколько недель Лановой находился в больнице. Он поступил в медучреждение с поражением легких 5%, позднее его подключили к аппарату ИВЛ.

Артист неоднократно приезжал с гастролями в Воронеж. В последний раз выступал в ТЮЗе с творческим вечером в 2017 году. А тремя годами ранее театр имени Вахтангова давал в Воронежском концертном зале спектакли «Посвящение Еве» и «Последние луны» с участием Василия Ланового. В тот приезд Василий Семенович признался в любви к Воронежу:

– Всегда с большой радостью приезжаю в Воронеж уже много лет – и со спектаклями, и с сольными концертами. Можно сказать, наполовину считаю себя воронежцем: здесь у меня масса знакомых и друзей. И сейчас мне особенно приятно смотреть, как обновляются и освежаются здания Воронежа. У вас прекрасный город!

В 2007 году Василий Лановой дважды играл в Воронеже: в мае он представил зрителям музыкально-поэтический спектакль «Метель» Пушкина под аккомпанемент симфонического оркестра, а в декабре воронежцы аплодировали его «Путевым заметкам» на музыку Глинки. Журналисту РИА «Воронеж» Наталье Трубчаниновой удалось тогда пообщаться с прославленным актером. Публикуем фрагменты интервью.

– Василий Семенович, в какой роли вы чувствовали себя наиболее комфортно?

– В эпизоде на пляже в «Полосатом рейсе». Это была моя единственная комедийная роль в кинематографе. А что? Лето, море, песок – приятно. Тигров на пляже не было. Поскольку в кино мне, кроме этой, комедийные роли не выпали, наверстывал упущенное в театре. С удовольствием играл водевили – русские, французские. Пел, танцевал и получал от этого громадное удовлетворение.

– Каждый актер мечтает сыграть Гамлета. А у вас были роли, которые вы мечтали сыграть?

– Были, и некоторые я сыграл. Например, Протасова в «Детях солнца», Цезаря в «Антонио и Клеопатре».

– В одном интервью вы сказали, что еще не наигрались. А до какого возраста хотите лицедействовать? И есть ли роль, после которой вы могли бы смело отправиться на пенсию?

– Вы хотите сказать «умереть»? Чтобы я сыграл и копыта протянул? Да подождите, успеется еще...

– Знаю, что вы преподаете в театральном институте, заведуете кафедрой художественного слова. Эта служба по зову души или дополнительный способ заработка?

– Я вас умоляю! Какие такие деньги зарабатывают сегодня профессора?! Я за один сольный концерт получаю годовую зарплату профессора. Что это за деньги? Только для души это делаю.

– Вы сейчас редко снимаетесь…

– Я просто не хочу участвовать в том, за что мне потом будет стыдно. Не спорю: есть и хорошие фильмы, в которых я бы с удовольствием сыграл, но, очевидно, я не вписываюсь в эти роли. А вообще, таких невероятно эмоциональных ролей, какие были у меня в течение 50 лет, – с литературой, с драматургией, с судьбами, – сейчас нет.

 – Василий Семенович, правда ли, что в последние годы вы занялись политикой и даже баллотировались в депутаты?

– Чего-о-о? Вы видели Ланового депутатом в каком-нибудь органе? Это бред, который придумала пресса. Вот я каждую весну ложусь в больницу на десять дней. И однажды, как всегда, лег на обычное обследование. Лежу, читаю свежую прессу. Вдруг из одной газеты узнаю о себе много нового. Оказывается, у Ланового два инфаркта, три инсульта, он при смерти, а Купченко из ложечки кормит его домашней пищей. Да еще и фото подходящее туда поместили! В одной картине я играл Андропова, и из сцены, где он умирает, они выдернули «посмертное» фото и поместили в газету. Я там действительно кошмарно выгляжу. Представляете, какой идиотизм? Так я позвонил главному редактору и говорю: «Ты что же делаешь?» А он мне отвечает: «Я уже уволил эту журналистку». Потом мне сказали, что этот редактор так про всех журналистов говорит и никого в итоге не увольняет.

– А ведь в молодости вы и сами мечтали стать журналистом или летчиком. Не жалеете, что не удалось реализоваться в этих профессиях?

– Вот что летчиком не стал, очень жалею. А что журналистом – нет. Зачем? Писать я и так умею. Выпустил свою книгу воспоминаний, называется «И в шутку, и всерьез». Она уже трижды или четырежды переиздавалась. Это мои мемуары о творчестве, о жизни, о партнерах по сцене, о работе в театре Вахтангова… Там много уникальных фотографий (Достает из чемодана книгу и начинает пролистывать. – Прим. РИА «Воронеж»). Посмотрите, какой я был красавец! А это моя мама, видите, какая лапонька!

– У вас не было желания и свои спектакли оставить в памяти людской, снять телеверсии?

– Я уже сделал две телеверсии – «Милый лжец» по Киути и «Посвящение Еве» Эрика Шмитта. Хочу снять еще одну постановку, но денег пока не достал. 6 тыс. евро надо.


– Неужели вы сами на это деньги добываете?

– А как же! Я вам расскажу одну занимательную историю. Как-то на  Поклонной горе ко мне подошел солнцевский жулик. Разговорились, и я ему пожаловался, что, мол, деньги очень нужны. Он: «Зачем?» Я сказал, что спектакль не могу снять. Он захотел посмотреть этот спектакль. Пришел с женой, посмотрел. Потом спросил, сколько нужно. Я ответил: 10 тыс. долларов. Он пообещал подумать и позвонить. Прошло дней пять, я был на даче, неподалеку от Внуково. Посреди ночи раздается звонок: «Подъезжай к Внуково!» Приезжаю, а там две морды такие здоровенные стоят, протягивают мне пачку долларов. Вот на те деньги я и снял «Милого лжеца».

– У вас наверняка много курьезных случаев в актерской практике было?

– Вот только сегодня рассказывал вашим оркестрантам одну историю, они полчаса хохотали. Был у меня концерт в Дивеево Горьковской области (сейчас – Нижегородская область. – Прим. РИА «Воронеж»). Именно там преподобному Серафиму Саровскому явилась Богородица и указала на место, где устроить обетованную обитель. Я прошелся там, прочитал одну молитву – нужно было 40, но я больше не знаю. Поэтому 40 раз прочел ту, что знаю. Тут ко мне подошли две бабули лет по 90, очень набожные. И одна говорит: «Василий Семенович, я 50 лет вас люблю, уважаю, можно мне вас поцеловать?» Мы расцеловались, я уже начал удаляться от них, вдруг слышу, как она говорит своей подруге: «Словно к мощам прикоснулась!» Я подумал: ну ничего себе святого нашли!

Справка РИА «Воронеж»

Василий Лановой родился в Москве, окончил Театральное училище имени Щукина. С 1957 года играл в театре имени Вахтангова, преподавал в «Щуке». В кино сыграл более 70 ролей, самые известные работы – в фильмах «Алые паруса», «Война и мир», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: