В субботу, 14 октября, жительнице Воронежа Марии Гуниной исполнилось 100 лет. В праздничный день именинницу вместе с представителями совета ветеранов Коминтерновского района навестили корреспонденты РИА «Воронеж».
Увы, самочувствие именинницы не позволило пообщаться с ней лично. Мария Стефановна четвертый год прикована к постели и совсем слаба. Но она все же нашла в себе силы, чтобы немного приподняться на кровати, принять цветы и подарок, выслушать поздравления от общественников, улыбнуться и сказать: «Спасибо!»
А мы прошли в соседнюю комнату, чтобы поговорить с ее сыном. Именно он рассказал нам о жизненном пути Марии Стефановны. На стенах и в серванте – множество фотографий, на которых запечатлены отец-фронтовик, ее сыновья с семьями и сама она в молодости. Есть даже портрет в рамке, сделанный художником с фотоснимка.
Родилась героиня публикации в селе Новосильское, которое сегодня относится к Семилукскому району, в простой крестьянской семье. Отец прошел всю войну и вернулся домой. Мария же еще до войны, совсем юной, перебралась в Воронеж, где рано вышла замуж. Супруг Иван был несколько старше, 1910 года рождения. С фронта вернулся с ранением ноги, отсутствовала часть стопы. Впрочем, обходился без костылей и в послевоенные годы обслуживал ветку железной дороги на Воронежском механическом заводе.
– Когда Воронеж стали бомбить, мать едва-едва успела перебраться через мост, чтобы вернуться в родное село, – рассказывает Юрий. - Незадолго до этого, в 1942 году родился Виктор, мой старший брат. А когда немец попер, перед самой оккупацией уехала на родину отца, в Красный Лог Каширского района. Когда немца выгнали, вернулась в Воронеж.
Сразу после войны у Марии и Ивана родился второй сын, Александр. Его, увы, уже нет в живых. А в 1952 году – еще один ребенок, Юрий, наш собеседник. Жили в частном секторе на улице Летчика Щербакова. Хоть и в центре города, но держали кур, свиней, а в какой-то момент – даже корову. Пока при Хрущеве перебравшимся в город вчерашним крестьянам не запретили держать скот.
Юрий - сын героини публикации
Бывшая до сих пор домохозяйкой, Мария теперь была вынуждена искать работу. До этих пор она лишь недолго успела поработать в столовой от Мехзавода на улице Ворошилова, кормила мужа и его коллег. А так выручала корова. То молоко продадут, то сметану.
Одна из сестер Марии работала в большом магазине «Мебельхозторг» на Плехановской, также известном старшему поколению горожан как «120-й магазин». Мария Стефановна пришла туда по ее совету и начала трудиться ученицей продавца. Да так и проработала там до самой пенсии, уйдя на заслуженный отдых с должности заведующей отделом лакокрасочных товаров. Получила звание «Заслуженный работник торговли».
– У нее была очень тяжелая работа. Приходила машина. Они сами ее разгружали, сортировали товар, грузчиков не было. Был от краски и запах соответствующий, – рассказывает Юрий.
Когда дети были уже взрослыми, Мария Стефановна и Иван Дмитриевич развелись. Старость юбилярша встретила вместе с другим мужчиной – офицером запаса, тоже фронтовиком, капитаном третьего ранга Александром Бахмутским.
– Он тоже 1923 года рождения, как и мать. Хороший, достойный мужчина, – отмечает Юрий. – Жили они хорошо. Купили вот эту кооперативную квартиру, дачу. Умер Александр Семенович в 2002 году.
Каждый из сыновей подарил Марии Стефановне по внучке. Также у нее двое правнуков. Бабушка формально живет одна, но только формально. Родственники попеременно приходят ухаживать за ней, меняя друг друга. Вместе с двумя сыновьями этим занимаются внучка Инна, дочь среднего сына Александра, и ее муж Денис.
По словам Юрия, его мама прожила счастливую жизнь. Ее сыновья получили высшее образование, внучками тоже можно гордиться. Женщина окружена их заботой и любовью