, Воронеж
  • 16639

Защита от застройки. Кладбище в воронежском парке стало объектом культурного наследия

Эксперты – о том, что означает статус и каким еще территориям он нужен.
Защита от застройки. Кладбище в воронежском парке стало объектом культурного наследия Защита от застройки. Кладбище в воронежском парке стало объектом культурного наследия
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов (из архива); предоставлены Владимиром Размустовым

Новостроищенское кладбище, более известное воронежцам как кладбище в «парке живых и мертвых» (он же парк имени Дурова) на улице Ворошилова, включили в перечень объектов культурного наследия Воронежской области. Приказ опубликовали на портале правовой информации Воронежской области в четверг, 25 июля. Эксперты рассказали корреспонденту РИА «Воронеж», почему это важно, что происходит с объектами, которые не получили этот статус вовремя, и какую еще работу по охране культурного наследия стоит провести в городе.

Почему кладбище представляет историческую ценность?

 

По словам краеведа Владимира Размустова, Новостроищенское кладбище открыли еще в 1828 году для жителей Ближней Чижовки. Его территория значительно расширилась в 1830-х годах из-за эпидемии холеры. Местность была не заселена, хоронить здесь посчитали безопасным для города, и тогда на чижовской земле нашли последнее пристанище несколько тысяч воронежцев. Так Новостроищенское кладбище стало общегородским.

 

За столетнюю историю здесь похоронили десятки тысяч людей. Более знатных и богатых хоронили ближе к храму. Сейчас на этих территориях располагаются цирк и торговый центр. Наиболее известны могилы двух знаковых воронежских поэтов. В ноябре 1842 года был похоронен поэт Алексей Кольцов. В 1861 году практически рядом погребли поэта Ивана Никитина.

 

 

 

 

В 1930-х годах на кладбище разбили парк, так он приобрел народное название – «парк живых и мертвых» (ЖиМ).

Воронежские газеты тогда писали: «В рекордный срок – два месяца – создан парк воронежского завода №16. Выстроены летний кинотеатр, эстрада, читальня, танцевальная площадка, кафе. В глубине парка – два тира. Большая территория отведена под спортивный городок. Здесь строится полоса препятствий для сдачи норм на значок ГТО, оборудуется теннисный корт, две волейбольные, баскетбольная и крокетная площадки, душ. Невдалеке устанавливаются аттракционы: "летающие люди", "лодки-качели", "гигантские шаги"».

 

 

 

 

Проект цирка разработали в 1964 году: здание отодвигали вглубь на 100 м, чтобы сохранить возможность «в будущем организовать рациональную транспортную развязку в двух уровнях на пересечении улиц 20 лет Октября и Кирова». Литературный некрополь – сохраненный кусочек старого кладбища. Вокруг мемориала под асфальтом, да и в нем самом под ступенями и дорожками – могилы других воронежцев.

Что такое объект культурного наследия?

 

– Статус объекта культурного наследия подразумевает, что его нельзя снести, нельзя застроить, в его границах запрещена какая-либо хозяйственная деятельность и любые другие работы, которые могут причинить ему ущерб. Работы в этом месте возможны, но нужна специальная разрешительная документация, прошедшая согласование. Проще говоря, статус «объект культурного наследия» – охранная грамота от посягательств, – объяснил председатель воронежского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Никитин.

 

Чем может грозить отсутствие такого статуса?

– Один из последних ярких случаев – кладбище у Придаченской церкви. Известная воронежская строительная компания решила застраивать эту территорию, а кладбище зависло между юридическими статусами: по факту оно является закрытым кладбищем, но юридически кладбище как место погребения оформлено не было и объектом культурного наследия тоже не являлось. Застройщик воспользовался правовым вакуумом, – вспомнил Александр Никитин. – Новый статус кладбища в «парке живых и мертвых» – это гарантия того, что объект не попадет в такую же ситуацию. Если это часть планомерной, последовательной работы властей, это очень здорово.

 

 

 

 

Можно ли развивать территорию, где находится объект культурного наследия?

Статус объекта культурного наследия не мешает развитию территории. На ней возможны некапитальные постройки, не нарушающие целостность культурного слоя, а при правильно оформленной проектной документации – и прокладка коммуникаций, и строительство какого-то объекта – например, фонтана или кафе. Всегда можно провести археологические исследования необходимой площади, освободить территорию от культурного слоя, собрать всю необходимую информацию и при этом соблюсти Федеральный закон №73 (регулирует отношения в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия).

 

– В границах культурного слоя находятся парк «Орленок» и площадь Победы – провели экспертизы и спокойно ведут реконструкцию. Я сейчас не говорю о морально-этической составляющей, о постройках на могилах. В ЖиМе когда-то уже возвели цирк – мертвых мы чтим, но не всегда и не везде, – добавил Александр Никитин.

 

Есть ли в городе другие территории, нуждающиеся в охране?

Александр Никитин указал на то, что в Воронежской области предстоит большая работа по охране культурного наследия:

– У нас не стоят на госохране Петровские верфи, нет выявленных следов как объектов культурного наследия Белгородской черты (оборонительного сооружения ХVII века, пролегавшего через пять-шесть современных районов). Они представляют первоочередную историческую важность для региона и для всей страны. И Чижовку нужно брать в работу. У нас очень много таких проблемных объектов без утвержденных границ: подклетненский курганный могильник около Лесного кладбища, памятники археологии в Нагорной дубраве вблизи «Олимпика» и водозаборов, каким-то образом в частные руки попало Кузнецовское городище – участок продали. Недоработки есть, они периодически выявляются.

Никитин добавил: «начинать с чего-то нужно – пусть это будет Новостроищенское кладбище».

– То, что оно получило статус, точно не плохо, это хотя бы на бумаге обеспечит защиту от таких ситуаций, как на Придаче, – подчеркнул председатель реготделения ВООПИиК.

Краевед Владимир Размустов, наоборот, утверждает, что «археологического наследия там давно не осталось», и в Воронеже есть «гораздо более важные и ценные территории, нуждающиеся в археологических исследованиях».

 

 

 

 

– ЖиМ нужно развивать дальше как парк, – настаивает историк. – Там есть недоделанные участки, просто пустыри, по которым гуляют бродячие собаки, стоит облезлая будка бывшего шахматного клуба. Сквера, который был в 1950-х годах, давно уже нет – есть частные огороженные территории, есть строящаяся церковь. Ну, церковь еще ладно, ее нельзя трогать. Нет ни кинотеатра, ни танцплощадки, ни площадки для сдачи ГТО. В середине 1930-х годов кладбище закрывали, родственникам предлагали перенести могилы на новое Коминтерновское кладбище за счет государства. Многие отказались – не по-христиански это, но некоторые захоронения перенесли.

В список объектов культурного наследия Воронежской области входит более 2,5 тыс. наименований. Объекты культурного наследия федерального значения – Маяцкое городище, Покровский собор, дом Тулиновых, здание драматического театра.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: