В Воронежской области завершились выборы депутатов Государственной Думы. Областной избирком подвел предварительные итоги. Как распределились голоса, а также как результаты прокомментировали эксперты и политологи – в материале РИА «Воронеж».
Какова явка
В целом по региону на участки пришли 53,54% избирателей. В числе лидеров Бутурлиновский, Новохоперский, Петропавловский, Воробьевский, Новоусманский, Богучарский, Острогожский и Репьевский районы. В Воронеже проголосовали 33,80% избирателей.
Как рассказал глава облизбиркома Илья Иванов, явка ожидаемая. Ранее он давал прогнозы, что количество проголосовавших будет на уровне прошлых выборов в Госдуму в 2016 году. Тогда на участки пришло 53,35% избирателей.
Каковы предварительные итоги
Партийные списки:
«Единая Россия» – 55,80%
КПРФ – 19,69%
ЛДПР – 6,04%
«Справедливая Россия – Патриоты – За правду» – 5,23%
«Новые люди» – 5,1%
Остальные партии не преодолели барьер в 5%.
Одномандатные округа:
№87 (Воронежский) – Аркадий Пономарев («Единая Россия») с 48,94%
№88 (Правобережный) – Сергей Чижов («Единая Россия») с 52%
№89 (Аннинский) – Андрей Марков («Единая Россия») с 47,42%
№90 (Павловский) – Алексей Гордеев («Единая Россия») с 72,04%
Как прошли довыборы в Воронежскую областную думу
Также проходили довыборы в Областную думу по округу №12. Победивший в прошлом году представитель «Справедливой России» Артем Рымарь от мандата отказался, выбрав кресло в Воронежской гордуме.
Так, мандат, по предварительным данным, достанется представителю «Единой России» Александру Трубецкому. Его поддержали 35,4% избирателей.
Как голосование оценил губернатор Александр Гусев
фото - пресс-центр правительства Воронежской области
Глава региона Александр Гусев отметил, что выборы проходили слаженно, удалось избежать обострений, которые иногда случаются в избирательных кампаниях.
– Спасибо всем политическим силам, кто участвовал в выборах, выдвигал своих кандидатов – все проходило без каких-то крайних проявлений политтехнологических решений. Основная благодарность – членам избирательных комиссий всех уровней, от участковых до областных, и, конечно, наблюдателям. Три дня по 12 часов работы – это непросто, а после закрытия участков приходилось заниматься ещё и подсчетом голосов. Это очень большая нагрузка, хочу всех участников процесса поблагодарить. Все, кто избирался на территории Воронежской области, вне зависимости от партийной принадлежности, теперь будут работать одной слаженной командой на благо нашей страны и граждан. Полномочия Государственной Думы нового созыва расширились. Я уверен, что эти люди сумеют результативно работать, как и в предыдущий созыв, – заявил Александр Гусев.
Как голосование оценивают общественники
Наталия Хван, председатель Общественной палаты Воронежской области:
Все наши коллеги считают, что выборы прошли легитимно и открыто. В целом Воронежская область очень интеллигентно провела эту кампанию. Количество фейков минимальное. Если сравнивать с другими регионами, мы считаем, что у нас все прошло очень позитивно. Предварительные результаты выборов нас не удивляют. Это то, что прогнозировали социологи и электоральные эксперты.
Сергей Канищев, уполномоченный по правам человека в Воронежской области:
На горячую линию поступило 30 обращений. В основном они касались организационных моментов. Жители спрашивали, как найти свой избирательный участок, как проголосовать на дому и так далее. Были вопросы, связанные с коммунальным хозяйством. Избиратель жаловался, что в доме не работает лифт. Для маломобильных граждан это важно. Мы помогли решить проблему, обратились в управляющую компанию.
Что о голосовании в Воронежской области думают иностранные эксперты
фото - Воронежский областной Дом журналистов
Горан Шимпрага, директор медиацентра имени В. Ногина и Г. Куринного «Русский экспресс» (Сербия):
Мы увидели высокий уровень организации выборов. Нам удалось побывать в Центре общественного контроля, лично увидеть, как работает система видеонаблюдения. Нам это понравилось, в Сербии такого не существует. Мы могли выбрать любой участок, посмотреть, что там происходит. Это обеспечивает прозрачность, легитимность выборов. Я бы хотел, чтобы многие страны такую систему у себя применили.
Горан Петрониевич, учредитель медиацентра имени В. Ногина и Г. Куринного «Русский экспресс»:
Я как юрист имел возможность заблаговременно изучить законодательную базу России в области избирательного процесса. Удалось сравнить с Сербией, где я являлся одним из авторов законов. Российское законодательство можно отнесли к категории современных. Конечно, каждый закон может быть улучшен, но это вопрос опыта и времени. Я разговаривал с представителями УИКов, наблюдателями и СМИ – они все заявляли, крупных нарушений обнаружено не было. Расстановка сидений для наблюдателей на участках очень грамотная. Они без препятствий могут следить за процессом, не мешая избирателям голосовать.
Максим Бабицкий, заместитель мэра города Ришон-ли-Цион (Израиль):
Порядок на всех участках. Соблюдаются санитарные меры: выдают маски, проверяют температуру, люди входят и выходят через разные двери, чтобы не было столпотворения. Отличие избирательных процедур Израиля и России в том, что у нас нет надомного голосования. Неважно, больной или пожилой, комиссия не придет. Кроме того, у вас на участках стоят камеры, у нас суд это запрещает.
Что говорят политологи
Владимир Инютин, директор Центра социально-политических технологий:
Не было сомнений, что все кандидаты от «Единой России» победят по одномандатным округам. Павловский округ, по которому баллотировался Алексей Гордеев, был хорошо подготовлен бывшим депутатом от этого округа Андреем Марковым. Кроме того, авторитет Алексея Васильевича очень высок. Таким образом, результат, превысивший 72%, закономерный. У Андрея Маркова 47% - в любом случае это победа. Аннинский округ для него новый, он захватывает часть Воронежа, поэтому он более сложный, конкуренция там выше. То, что он победил, является заслугой партии и его избирательной кампании.
Вторые места как по одномандатным округам, так и по партийным спискам достались КПРФ. Это заслуга федеральной структуры. Именно к компартии отошли протестные голоса. При этом, конечно, уровень активности кандидатов от КПРФ оставлял желать лучшего. В Воронежской области бывший и нынешний лидеры реготделения Сергей Рудаков и Андрей Рогатнев на выборы не пошли. Соответственно это снизило электоральные показатели.
Эти выборы стали периодом испытания, возможно, предвестником кризиса для «Справедливой России» и ЛДПР. Либерально-демократическая партия не смогла выработать новых программных положений, интересных подходов. Видимо, избиратели сочли ее слишком лояльной по отношению к власти, поэтому результат упал. СР ничего не дало объединение с «За правду» и «Патриотами». Это слишком разные по своим идеологическим взглядам партии. Результат в итоге ниже, чем был до объединения.
Все сейчас говорят об успехе «Новых людей». На этом сказалось несколько факторов: эффект новизны, удачное название, огромные деньги, взаимодействие с администрацией президента, с блогерами, серьезные политтехнологи. Думаю, партия получит около 10−12 мандатов. Для них это хороший результат. Никакого реального результата на работу Госдумы партия, конечно, оказывать не будет. Кроме того, у них много популистских предложений, но слишком мало опыта.
Владимир Слатинов, эксперт института гуманитарно-политических исследований:
Результаты выборов говорят о том, что воронежская элита способна консолидироваться для решения политических задач. Тем более, есть вокруг, кого консолидироваться – бывший губернатор Алексей Гордеев. Он остается непререкаемым авторитетом в регионе. Элита вполне способна договариваться. Это видно хотя бы по тому, как они поделили одномандатные округа и мобилизовали ресурс.
КПРФ подтвердила статус второй партии, как для федерального уровня, так и для регионального. Она в основном аккумулирует протестные настроения, которые связаны с социальным запросом на снижение бедности, рост доходов и уменьшение социальных разрывов в обществе. Я думаю, результат у КПРФ мог быть выше, если бы выше была бы городская явка. Оппозиция всегда находится в прямой зависимости от города. Я не могу сказать, что для федеральных выборов 33% в Воронеже это совсем мало, но массового протестного городского населения, чего боялась власть, мы не увидели. Это говорит об угасании имиджа Воронежа, как социально-патриотического города.
Популярность ЛДПР падает. Это общероссийская тенденция. Партия находится в начальной стадии угасания. Это связано с тем, что вождь очень устал. Жириновский производит именно такое впечатление. Кроме того, партия не предложила ничего нового.
Феномен «Новых людей» связан с тем, что значительная доля электората не доверяет «думской четверке». Эти люди считают, что очень важно обновить политический ландшафт, чтобы появились новые игроки. Немало избирателей, которые разделяют городскую или даже либеральную повестку: ослабление влияния силовиков, усиление правового государства, децентрализация властных полномочий. Теперь эта повестка войдет в парламентский дискурс. Политический ландшафт все-таки меняется.
Виктория Черникова, доцент кафедры социологии и политологии ВГУ:
В этот раз явка была даже несколько выше, чем обычно. Была интрига, которая разворачивалась вокруг выборов: насколько они будут честными, прозрачными, какие партии пройдут, смогут ли прийти новые игроки. Это стимулировало людей прийти на выборы. Причем, не только традиционно голосующий электорат.
Результаты выборов были во многом прогнозируемыми. Об этом говорит и уровень конкуренции. По избирательным округам победили достаточно известные люди, мощные. Их оппоненты были чуть слабее. Интрига была в Аннинском районе, в меньшей степени в Павловском, потому что победивший кандидат очень известен воронежцам. Поэтому расклад был заранее очевиден, но малые партии могли бы собрать больше голосов, если бы сумели мобилизовать электорат. Этого не произошло.
«Новые люди» в Воронежской области оказались на грани прохождения. Тем не менее, во многих других регионах они набрали неплохой процент голосов. Может быть, у нас они не смогли собрать всех своих сторонников. При этом запрос на новые партии очевиден. За «Новых людей» голосовали те, кто хотел бы изменить Госдуму, добавить свежие идеи, новые тренды. В конечном итоге партия сделала свой первый шаг. Будем ждать от нее новых политических дел, проектов.
Для «Справедливой России» объединение с новыми партиями сыграло в минус. У СР и «За правду» изначально были разные стратегии. После объединения им пришлось сглаживать острые углы в идеологиях. Наверное, нужно было делать более серьезный ребрендинг.
Роман Савенков, модератор Воронежского клуба политологов
Выборы прошли прозрачно, спокойно и безопасно. На участках, на которых я был, за голосованием наблюдали представители самых разных политических сил. Организация голосования 2020 года позволила сформировать хороший опыт, команду, способную обеспечить выполнение санитарных требований в 2021 году. Участковые избирательные комиссии сделали все возможное для обеспечения безопасности в условиях пандемии. Мне кажется, что мотив отказа от участия в голосовании на основе опасений заразиться коронавирусом не должен был доминировать.
Никаких сюрпризов не произошло. Мы видим, что больше половины воронежцев приняли участие. Это достаточно высокая явка. Мы не можем обязать граждан участвовать в политической жизни – это их право. Задача органов власти – создать условия для волеизъявления. Это было сделано. Политологи до сих пор спорят, что означает отказ от участия в выборах. С одной стороны, это может быть согласием с существующим политическим курсом, а с другой, сопротивлением. Мотивы у всех разные. Мне кажется, нужно ориентироваться на активных избирателей.
В кампании участвовали 14 партий самых разных идеологий. Эксперты указывают, что программное меню, предложенное ими, не уловило всех настроений в обществе. Доминируют два основных запроса. Во-первых, запрос на стабильность. Его смогла удовлетворить «Единая Россия». Во-вторых, запрос на перемены. Это позволило «Новым людям» даже в нашем регионе, не склонном голосовать за новичков, набрать более 5% голосов. Можно сделать вывод, что это аванс политическим силам, которые поднимают повестку перемен. Однако читая программу этой партии, я не увидел каких-то прорывных, масштабных идей. Но само название работало на партию, на мобилизацию избирателей, боящихся застоя.