Второй международный образовательный детский театральный фестиваль «Шекспирия» пройдет в Воронеже с 14 по 27 мая. У фестиваля три направления: творческое, образовательное и благотворительное. Организаторы рассказали корреспонденту РИА «Воронеж», в чем изюминка фестиваля, зачем он нужен детям и взрослым и почему театра много не бывает.
Наталья Власова, организатор фестиваля «Шекспирия»:
– Я имела опосредованное отношение к театру, пока мы с Камилем Тукаевым не задумали несколько лет назад образовательно-театральный проект «Шекспирия». Камиль начал создавать не обычный театр с детьми, не скучную театральную студию, а что-то, чего никогда не было. Мы все привыкли, что режиссер или преподаватель набирает ребят, каждому дает роль и ставит спектакль. Идея Камиля в том, чтобы научить детей думать, чтобы они раскрепощались, начали творить. Мы можем только тонко подвести их к двери, но открыть ее они должны сами. Еще нам важно узнать, что дети на самом деле думают, что у них болит. И когда ребенок раскрывается, когда происходит волшебство преображения, то получается спектакль, который основан на идеях и эмоциях самих участников. Видя, как меняются дети под воздействием Шекспира, Камиля и самого действа, я подумала, что театр можно использовать как инструмент развития личности не только взрослого, но и ребенка.
Я начала знакомиться с разными театральными практиками, существующими в мире. Таким образом произошла встреча с Марией Крупник, которая занимается проектом «Классная драма». Развитие детей и взрослых через театр очень популярно во всем мире. Поэтому возникла идея собрать вместе людей, которые ищут новые способы и пути развития личности, чтобы они поделились своими практиками, а дети и педагоги из Воронежа посмотрели бы, и каждый смог выбрать для себя направление, которое ему близко.
– Почему вы решили делать такое масштабное мероприятие?
– За это спасибо программному директору фестиваля Марии Крупник. Она человек – знак качества. Если Маша заходит в какой-то проект, то к ней притягиваются профессионалы. Так получилось и с нашим фестивалем – Маша пригласила интересных людей, которые с удовольствием откликнулись, и нам пришлось расширять образовательную часть. Поэтому фестиваль «Шекспирия» и получился таким масштабным. Конечно, нам дала возможность сделать его таким поддержка Рождественского фонда. Это еще раз доказывает, что дети, развитие, образование, искусство, одаренность каждой личности волнуют не только родителей, но и общественность. Проект направлен на выявление и поддержку одаренных детей в разных областях – как традиционных, так и уникальных. Я считаю, каждый ребенок талантлив по-своему, в каждом есть искорка, но ее нужно уметь зажечь. Каждому ребенку есть что сказать миру. Мы приглашаем на фестиваль всех ребят: тех, кто любит сочинять, тех, кто хочет играть, и просто любопытных и жаждущих нового опыта.
– Будет ли фестиваль интересен взрослым?
– Если взрослым интересно будущее, если хочется заглянуть за горизонт, то, конечно, да. Для них мы делаем большую образовательную программу, потому что нам, взрослым, нужно понимать детей. Мы сейчас все очень увлечены собой. С одной стороны, мне радостно, а с другой – не очень понятно, когда женщины и мужчины в 40 лет начинают новую жизнь и становятся эгоцентристами. Думают все время о том, как себя развить, как сделать свою жизнь более комфортной, интересной и увлекательной. Даже если свои дети уже выросли, на фестивале есть шанс увидеть и познакомиться с теми, кто на шаг опережает сегодняшнее понимание жизни, познакомиться с профессионалами, которые пишут современные пьесы, делают новые проекты и фестивали. И профессионалам очень важно найти контакт с аудиторией, которая работает с детьми, – нужно дать шанс высказаться талантливым и харизматичным, потому что не все так плохо в образовательной среде, как говорят. Есть замечательные педагоги, организаторы и психологи. И именно в этой сфере сейчас происходит прорыв. Политика государства направлена на то, чтобы искать и поддерживать неравнодушных взрослых, работающих в образовательной среде, лидеров, которые подтянут за собой всех остальных, менее активных.
– Почему спектакли стоит посмотреть всем?
– Люди, которые работают с детьми, может, и не делают художественные произведения, но говорят о наболевшем, вкладывают душу. Это может быть первый и единственный спектакль, но это спектакль про всю жизнь. Педагоги обычно поднимают вопросы, связанные со всей жизнью в целом. Они очень долго копят в себе то, что потом прорывается в детях, в спектакле. Поэтому это всегда очень трогательно, искренне и в самую суть. Все равно что увидеть, как человек в первый раз влюбляется. Потом будут разные понятия любви, человек будет думать, она это или нет. И вот когда ребенок впервые на сцене, а преподаватель в первый раз режиссер – это всегда словно первая любовь – такая, какая есть. Может, чуть чудаковатая, но самая чистая.
– Помимо «Шекспирии», в начале лета в Воронеже пройдут еще два театральных фестиваля. Зачем городу так много театра?
– Один очень уважаемый мною человек, умудренный опытом, сказал мне: «Театр – самое понятное, самое нутряное и самое архаичное из всех видов искусств». Сейчас люди прагматичные, реалистичные, обратились внутрь себя. И внутри себя они ищут, зачем сюда пришли. А мы все созданы, наверное, неким творцом, который сидит внутри каждого человека. И когда мы туда погружаемся, то встречаемся с ним, и нам хочется творить. Но не у каждого в руках появляется кисть, не каждому с неба приходит музыка, не каждый может с собой что-то сотворить. А театр – некая древняя мистерия, которая всегда была. Мы все время с этим жили, но оно просто спало и все еще спит. Это то, с чем мы пришли в мир. «Вся жизнь театр, а люди в нем актеры» – это наша сущность, поэтому она сейчас проявляется. Поэтому нельзя говорить, что театра много. Пусть Воронеж будет театральным городом – это здорово.
– Как сделать город фестивальным брендом?
– Нужно, чтобы как можно больше людей об этом знали, чтобы о нас говорили как о театральном городе, чтобы при мысли «А что такого сейчас происходит в мире театра?» возникал в голове Воронеж. Если к нам, например, будут приезжать не только педагоги, но и ребята из других городов и стран, то мы станем центром притяжения для детей в первую очередь. А через десять лет они станут взрослыми, которые будут знать, что происходит здесь. И тогда турпоток пойдет в Воронеж как в центр театрального искусства. Я думаю, что у нас есть все предпосылки. Есть прекрасное здание драмтеатра, есть Камерный, надеюсь, что Театр оперы и балета отреставрируют. И к тому же, у нас прекрасные парки. Во всем мире театр выходит на улицы – это карнавалы, шествия, это большое скопление людей, увлеченных одной идеей. Нечто происходит с человеком, когда он попадает в театральное действие: что-то взрывается в голове, и он включается в этот поток. Поэтому театру нужны большие пространства, открытая сцена. Если у нас театральные фестивали будут проходить не только в театрах, но и в парках, будет здорово. Тогда ни один горожанин не сможет остаться в стороне от этого, даже тот, кто далек от театральной среды. Пусть будет больше фестивалей, больше театров, больше родителей, которые любят своих детей, больше преподавателей-фриков, которые хотят чего-то, – их всех надо поддерживать и говорить, что они молодцы. И тогда они все сами сделают.
Мария Крупник, программный директор фестиваля:
– Я больше десяти лет занимаюсь форматом «Классная драма». И по опыту знаю – чем труднее ребенку приходится в жизни, тем интереснее у него появляются идеи в процессе лаборатории. Потому что тут все происходит в атмосфере уважения: мы не работаем как педагог и ученик, мы стоим с ними на одной линии – это сотрудничество. Мы делимся теми знаниями, которые накопили, теми профессиональными навыками, которые есть у наших драматургов. Мы не учим их писать пьесы, мы просто помогаем раскрыть ту идею, которая рождается в голове у ребенка, провести ее через весь технологический процесс театрального производства и открыть детям, как из идеи может родиться полноценный спектакль.
Вот этот момент завершенности действия – один из важных принципов проекта. Благодаря такому формату растет самооценка ребенка, потому что он видит, как от идеи приходит к результату. И это общественно ценный результат. Повышается мотивация к дальнейшему обучению, получению образования. Хотя у нас нет задачи воспитать драматурга или театрального деятеля, многие дети после проекта либо играют в театральных студиях, молодежных театрах, либо поступают в театральные вузы. Наш проект социализирует детей, а с другой стороны, показывает, что театр – это не закрытый дом с колоннами, в который ты никогда не попадешь. На самом деле, кроме актеров, режиссеров и драматургов, есть огромный спектр профессий, без которых театр не получается. Театру нужны осветители, звукорежиссеры, билетеры, работники гардероба. И, конечно, нужны зрители, которые понимают, как театр устроен, могут его оценить, полюбить, открыться ему.
Владимир Петров, художественный руководитель Воронежского драмтеатра:
– Будущее театра находится не в том поколении, в котором существуем мы все, а в том, которое сейчас гуляет по улицам, сидит в интернете, совершенно иначе общается, у которого свои приколы, свои способы выражения любви и ненависти. Им нужны другие интонации, и они у них появляются. Поэтому проникновение в эту аудиторию, нахождение с ней общего языка для меня важно и интересно. И, если появятся талантливые дети и режиссеры поставят сочиненные ими пьесы, это будет здорово. Притом эти подростки, как я понимаю, будут трудными. Это не конфетные мальчики и девочки, обласканные дома, а достаточно пассионарные дети, которые нередко являются нарушителями закона. И им нужно дать возможность высказаться, выговориться, ощутить природу их отношений с обществом. Подростки – это такой максималистичный возраст, когда все, что делается вокруг взрослыми, должно быть оторвано. У них свое протестное мышление, и я очень надеюсь, что оно будет выражено в чем-то злободневном. Ребята непростые, эмоциональные, готовые выступить против правил. Они нас всех отодвинут, будут иначе смотреть на мир, иначе его понимать, и наша задача – дать им это почувствовать и увериться в том, что это правильно.
Справка РИА «Воронеж»
Первый блок фестиваля «Шекспирия» будет посвящен работе с подростками в формате «Классная драма», авторы которого – специалисты театра Траверс (Эдинбург, Великобритания). Это творческая лаборатория, в которой сами дети пишут пьесы под руководством приглашенных драматургов, а затем при помощи профессиональных режиссеров и актеров ставят спектакли. В качестве наставников выступят режиссеры Владимир Петров, Руслан Маликов, Камиль Тукаев, Никита Рак, Антон Тимофеев и драматурги Вячеслав Дурненков, Кира Малинина, Андрей Иванов и Анастасия Букреева. Проект завершится спектаклем-альманахом на сцене Воронежского академического театра драмы имени Кольцова.
Образовательная часть, на которой представят лучшие мировые и российские театральные практики, ориентирована на родителей и педагогов. Мастер-классы и лекции будут открыты для всех желающих.
Фестиваль завершится большим праздником в Воронежском центральном парке. Здесь выступят детские театральные коллективы, пройдут мастерские для горожан. Все вырученные средства от этого праздника будут направлены в фонд «Добросвет».