Железнодорожный райсуд приговорил экс-полицейских. 42-летнего Андрея Анищенко и 45-летнего Николая Новикова, за превышение должностных полномочий и служебный подлог к выплате штрафа в понедельник, 2 февраля. Как установил суд, по просьбе владельца Toyota Land Cruiser инспекторы подделали документы о ДТП, которого не было. За якобы виновницу аварии расписалась приятельница водителя Елена Гурова, которую также судили за пособничество в должностных преступлениях полицейских. Махинация вскрылась, когда страховая компания решила взыскать с виновницы аварии, которой на самом деле не было, 650 тыс. рублей.
Суд признал Анищенко и Новикова виновными в обоих преступлениях и определил для них наказания в виде штрафов – соответственно по 160 и 115 тыс. рублей с лишением права занимать должности в органах МВД на два года. Елена Гурова также заплатит штраф в доход государства в размере 110 тыс. рублей.
Без страховки от суда
В зале суда экс-сотрудники ДПС и их соучастница, когда судья оглашала приговор, старались скрыться от фотокамеры. Один прятался за адвокатом, второй отворачивался и тяжело вздыхал. Девушка накинула на голову капюшон, чтобы прикрыть лицо. После того, как судья вышла, Елена Гурова поспешила вслед за ней. И Анищенко, и Новиков отказались прокомментировать корреспонденту РИА «Воронеж» приговор. Их адвокаты общаться с журналистами тоже отказались, сославшись на волю подзащитных. В суде оба бывших инспектора признались, что никакой аварии не было, и все документы по ее оформлению подложные. Гурова до последнего настаивала, что авария была, а объяснительную она написала и расписалась в протоколе за другого человека по указке полицейского.
Истории с подделкой документов ради солидной страховой выплаты уже 3,5 года. Вскрылась она случайно. К махинациям со страховками изобретательные водители дорогих иномарок прибегают довольно часто, а помогают им недобросовестные автоинспекторы. Известно становится лишь о единичных случаях – страховые редко проверяют правдивость официальных документов о ДТП. Однако на сей раз страховщиков смутила слишком высокая сумма, которую им пришлось выплатить владельцу Toyota Land Cruiser, – почти 800 тыс. рублей страховки. Компания решила взыскать деньги с виновницы ДТП. Это и стало началом провала, казалось бы, идеальной схемы.
Подложное ДТП
В мае 2012 года страховая компания подала иск к жительнице поселка Анна Елене Сизовой (фамилия изменена). Страховщики хотели взыскать с женщины как с виновницы аварии возмещение на ремонт Toyota Land Cruiser 200. Ранее компания перечислила владельцу разбитой иномарки более 780 тыс. рублей. Страховая фирма Сизовой возместила по ОСАГО своим коллегам 120 тысяч рублей. Остальные 650 тысяч рублей страховщики собирались взыскать с Сизовой.
– В ДТП не участвовала, впервые от вас о нем слышу. Подписи в полицейских документах не мои, – заявила Сизова в суде.
Более того, в день якобы совершения ДТП 5 июня 2011 года семья Сизовых отмечала юбилей свадьбы в поселке Анна. На торжестве было немало гостей, готовых подтвердить, что Елена никуда не уезжала, и «девяносто девятую» супругов в тот день вообще не заводили. Согласно же полицейским материалам, ДТП случилось в Воронеже неподалеку от дома 7 на улице Переверткина. «Девяносто девятая» якобы въехала в зад Land Cruiser неподалеку от водохранилища. Иномарка получила повреждение сзади и въехала в воду, из-за чего оказалась повреждена вся электропроводка.
В суде Сизова пояснила, что сама за руль садится редко, а муж и вовсе в то время был без прав и не ездил. Празднование юбилея супругов подтвердили их друзья, а почерковедческое исследование установило, что объяснение об аварии и роспись в протоколе не принадлежит Сизовой. Также женщина сообщила, что в мае 2011 года к ним приезжал владелец Land Cruiser, их бывший односельчанин, и теперь воронежский бизнесмен Николай Ковтун. Он просил, чтобы супруги согласились заполнить подложный протокол о ДТП. Ковтуну нужно было получить страховую выплату. Однако Сизовы отказались это делать.
Когда Сизовой пришла повестка из суда, муж Елены позвонил Ковтуну. Тот попросил взять в суд его адвокатов и признать факт ДТП. Бизнесмен сказал, что «не думал, что все это дойдет до суда». В ответ Сизова попросила дать ей 650 тыс. рублей, которые с нее взыскивала страховая. Владелец иномарки сказал, что таких денег у него нет. Поэтому Сизова и рассказала в суде всю правду. Позже, в процессе по уголовному делу в Железнодорожном суде, жительница Анны просила суд о строгом наказании для полицейских и их пособницы. По ее словам, ее семья и она сама сильно пострадали от действий инспекторов.
После отказа суда в иске о возмещении страховой суммы страховщики обратились с заявлением в правоохранительные органы о «липовом» ДТП.
Пропавшие машины
Как ранее пояснял журналисту РИА «Воронеж» руководитель следственного отдела по Железнодорожному району СУ СКР по Воронежской области Евгений Кулешов, в декабре 2012 года было возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий. В рамках следствия была назначена почерковедческая экспертиза всех документов, появившихся при оформлении ДТП. Воронежские эксперты не смогли однозначно высказаться по некоторым вопросам следствия о принадлежности подписей. Поэтому была назначена повторная экспертиза в Москве, которая заняла еще полгода. Ее результаты позволили установить, что материалы при оформлении ДТП подделали полицейские и их пособница. После чего им предъявили обвинения.
Согласно заключению судебной экспертизы, рукописный текст постановления по делу об административном правонарушении от имени инспектора Андрея Анищенко выполнил его напарник Николай Новиков. Справку о ДТП сделал сам Анищенко. Как установил суд, объяснение от имени Сизовой написала 27-летняя спутница водителя Land Cruiser Елена Гурова. Она также фигурировала в материалах ДТП как понятая. Как утверждают эксперты и следователи, Гурова от имени Сизовой указала, что признает себя виновной в ДТП, и расписалась за нее во всех официальных документах.
По детализации телефонных соединений следствие и суд установили, что 5 июня 2011 года Ковтун и Гурова не были рядом с водохранилищем. Базовые станции «поймали» их соединения в Новоусманском районе. В день якобы аварии и после нее Ковтун и инспектор Анищенко постоянно разговаривали по телефону, что подтверждается распечаткой телефонных звонков. Факт отсутствия ДТП с участием Land Cruiser и «девяносто девятой» подтверждает и то, что экипаж ДПС в составе Анищенко и Новикова 5 июня в 20:10 выезжал по адресу Переверткина № 7, но совсем на другое ДТП.
С автомобилями, которые нужно было исследовать на характерные для ДТП повреждения, и вовсе произошла детективная история. Дорогая иномарка, на ремонт которой страховая компания перечислила 783 тыс. рублей, словно испарилась. Николай Ковтун и его партнер по бизнесу заявили, что продали Land Cruiser. Внедорожник был снят с регистрационного учета, на новый его никто не ставил.
Сизовы же продали свою «девяносто девятую» за полгода до вызова Елены в суд по иску страховщиков. Новому владельцу, который не собирался менять автомобиль, за отечественную легковушку вдруг предложили такую хорошую цену, что он не смог отказаться. «Девяносто девятую» купили без оформления документов, и машину пришлось объявлять в розыск. Через несколько месяцев полицейские нашли ее – водителя остановили на Новоусманском посту ДПС. Экспертиза автомобиля показала, что «девяносто девятая» не получала механических повреждений и в ДТП не участвовала.
Не в службу, а в дружбу
В суде Анищенко и Новиков признались, что никакого ДТП не было. Анищенко сказал, что поверил рассказу своего приятеля Ковтуну об аварии, и заполнил документы с его слов. Новиков пояснил, что никакой аварии не видел, но по дружбе решил помочь напарнику Анищенко.
Гурова, которая просила суд об оправдательном приговоре, и Ковтун до последнего в суде настаивали, что 5 июня 2011 года на набережной водохранилища была авария. В связи с чем Ковтун, который, как следует из материалов дела, придумал схему со страховкой, может понести уголовную ответственность за заведомо ложные показания.
В декабре 2013 года, после предъявления обвинения Новикову и Анищенко, руководство ГУ МВД по Воронежской области инициировало в отношении действующих сотрудников ГИБДД служебную проверку. После чего оба были уволены. По данным суда, оба экс-полицейских сейчас сидят без работы. Крупные штрафы им разрешили выплачивать в рассрочку за два года. Суд учел, что оба бывших полицейских признали свою вину и исправно служили в полиции, никогда не были судимы. Анищенко бывал в «горячих точках». И у того, и у другого есть несовершеннолетние дети. Именно поэтому экс-полицейские получили, по формулировке суда, «наиболее мягкое наказание».