Первые залпы Великой Отечественной войны в корне изменили жизнь миллионов советских людей в 4:00 воскресенья, 22 июня 1941 года. Ко Дню памяти и скорби корреспондент РИА «Воронеж» попытался воссоздать картину последнего мирного дня и первого дня войны по подшивкам «Коммуны», главной местной газеты того времени.
Накануне. Дансинг и гробница Тимура
В «предвоенных» номерах советских газет писали о Второй мировой войне, но коротко и на последней полосе. Большинство публикаций описывали каждодневную жизнь народа. Воронежская «Коммуна» от 21 июня 1941 года рассказала о строительстве автотрассы Воронеж-Острогожск, о видах на урожай и культурной жизни. В Первомайском открытом театре заработал дансинг, показали спектакль «Поручик Лермонтов». В кинотеатре «Спартак» вышел новый американский художественно-музыкальный фильм «Песнь о любви», а в «Пионере» – кинокартина «Салават Юлаев». В Подмосковье начали производство первых граммофонных пластинок из полихлорвинила. В Самарканде Узбекской ССР 19 июня вскрыли гробницу великого завоевателя Тимура. Впоследствии многие шепотом и только самым доверенным людям говорили, что именно эти археологические изыскания выпустили на свет «дух войны».
Начало. «Мы сменим книги на винтовки»
Утром 22 июня многие воронежцы, еще не знавшие о начале войны, в воскресном выпуске «Коммуны» прочитали, что заведующая столовой свекловичного совхоза «Ударник» Эртильского района Х. Т. Щедрина выиграла 3 тыс. рублей по облигациям займа третьей пятилетки. Здесь же был напечатан рассказ писателя Валентина Ющенко «Ребенок и люлька» и рецензия на книгу о воспитании детей.
Воронежцы узнали о нападении на СССР в 12:00 из правительственного сообщения, которое зачитал по радио зампредседателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов. В тот же день вышел экстренный выпуск «Коммуны» с полным текстом обращения Молотова. Указом президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года в стране и Воронежской области объявили военное положение.
Уже 23 июня в газете опубликовали приказ начальника Воронежского гарнизона Селиванова затемнять окна в жилых домах, не гулять и не курить на улице после 22:00. В приказе подробно рассказывалось, как распознавать сигналы ПВО (противовоздушной обороны). В документе говорилось, что с наступлением темноты уличное освещение будут выключать.
На предприятиях, в учебных заведениях, в колхозах и совхозах на митингах приняли резолюции.
Чтобы обеспечить победу над врагом, мы честно и самоотверженно будем трудиться на своем посту. По первому зову партии и Советского Правительства мы сменим книги на винтовки и грудью защитим свою Родину.
Из резолюции студентов и преподавателей ВГУ
В «Коммуне» воронежцы ознакомились с текстом послания Рузвельта конгрессу и речью Черчилля по радио: «Русский народ защищает свою родную землю, а его вожди призвали его сопротивляться до конца. Гитлер является чудовищем в своей жажде крови и разбоя».
Есть на страницах газеты и «мирные» заметки: россошанский совхоз имени Облисполкома сдал первые 130 кг клубники местному торгу, колхозы Подгоренского района продали в северные регионы страны 868 пчелосемей, на стадионе «Динамо» состоялись два футбольных матча на первенство Воронежа.
Война. Сообщения Советского информбюро и шахматный турнир
В центральных и местных газетах появлялось все больше сообщений о положении на фронте.
В «Коммуне» от 24 июня опубликовали сводку Главного командования Красной Армии: «В течение дня (23 июня – РИА «Воронеж») противник стремился развить наступление по всему фронту от Балтийского до Черного моря <...>, но успеха не имел. За 22 и 23 июня нами взято в плен около 5 тысяч германских солдат и офицеров. По уточненным данным за 22 июня всего было сбито 76 самолетов противника, а не 65, как это указывалось в сводке Главного командования Красной Армии за 22 июня».
Судя по публикациям, воронежцы стремились на фронт.
В областные и районные комитеты Красного Креста ежедневно обращаются сотни патриоток. Сто студенток Педагогического института, 30 студенток Сельскохозяйственного института, 60 – Химико-технологического, работницы завода им. Ленина и др. подали коллективные заявления о своем желании получить необходимые знания и стать медсестрами. Из них уже организованы первые группы, они приступили к учебе.
Газета «Коммуна», июнь 1941 года
Но приметы мирной жизни еще сохранились. В саду Дворца пионеров открыли шахматно-шашечные соревнования среди школьников. «Первый тур ознаменовался неожиданностью. Чемпион Воронежа Владимир Загоровский проиграл второкатегорнику Брауде». Юный шахматист Загоровский впоследствии стал известным историком и краеведом, чемпионом мира по шахматам в игре по переписке.
Сводка с фронта, впервые подписанная как «сообщение Советского информбюро», появилась в «Коммуне» 25 июня. Текст легендарной песни поэта Василия Лебедева-Кумача и композитора Александра Александрова «Священная война» опубликовали 26 июня. Здесь же напечатали очередной приказ начальника Воронежского гарнизона Селиванова, запретившего продажу спиртных напитков на вокзалах, в привокзальных магазинах и городских общественных столовых. В том же номере секретари Кантемировского, Воробьевского, Верхнемамонского райкомов ВКП (б) отчитались в подготовке к уборке урожая. В петропавловском колхозе имени 8 Марта начали строительство овцеводческой фермы на 500 голов и завершили постройку зернохранилища.
Прошло не так много времени, как появились продуктовые карточки, начали распространяться фашистские листовки на русском языке, призывавшие перейти на сторону Германии. До Победы оставалось три года.