Вчера, 15 октября, в Event-Hall Юрий Шевчук и его бравая команда «ДДТ» представили воронежцам программу «Сольник»: два с половиной часа лирических песен, философских размышлений, трогательных стихотворений и неповторимого питерского духа. А накануне музыкант встретился с журналистами. Юрий Юлианович был как всегда приветлив, словоохотлив и добродушно отвечал на любые вопросы. Но больше всего нас поразило окончание пресс-конференции. Обычно на этой радостной ноте звезды дежурно благодарят пишущую братию за внимание, ловко прячутся в кольце охраны и быстренько убегают, сверкая пятками. Шевчук же спокойно вышел из-за стола и неожиданно для всех произнес: «Слушайте, ну что вы меня одного фотографируете и фотографируете? А давайте мы все вместе встанем и сфотографируемся! Девчоночки и мальчишечки, кто желает, идите сюда!» Желающих оказалось с четыре десятка, и музыкант уделил время всем…
– Юрий Юлианович, два года назад, когда вы презентовали в Воронеже программу «Иначе», вы говорили о том, что у «ДДТ» нет спонсоров, а каждый концерт группы обходится в полтора миллиона рублей. С «Сольником» что-то изменилось? Может, спонсоры у вас появились?
– Нет, спонсоры не появились, но «Сольник» однозначно нам обходится дешевле. Тогда с программой «Иначе» мы поставили на карту все, я даже квартиру в банке заложил. Риск был полный и окончательный, долги отдавали почти год. Зато программа получилась, на нее люди до сих пор идут. Кто не рискует, как говорится, не пьет воды колодезной из родников! Кстати, в Воронеже у нас была премьера «Иначе». Помню, как нас трясло и колотило от холода (концерт проходил на ледовой площадке в «Юбилейном», - прим. авт.), как техника выходила из строя. Но Воронеж это выдержал, за что большая благодарность публике. Программа, со скрипом, но пошла.
Сейчас музыканты гастролируют по стране сразу с двумя программами – «Иначе» и «Сольником». Как говорит Шевчук, он предлагает зрителю самому выбирать, на какую программу идти.
– Мы, как театр. Хотите «Сольник»? Пожалуйста! Хотите «Иначе»? Пожалуйста! Мы и «Гамлета», и «Офелию», и «Чайку» – все могем!
Тур завершится в декабре концертом в Калининграде. После группа уйдет в творческий отпуск, чтобы заняться новым альбомом, выход которого планирует на весну.
– Альбом будет легче, не такой «хриплый», как «Иначе». Как называться будет, не знаю. И сколько песен в него войдет, тоже пока не знаю. Думаю, 15 штук хватит. Шесть я уже написал. Отдыхал в августе в деревне, на мотоцикле по полям гонял. Вот там меня и настигло вдохновение. В общем, неважно это все. Главное - работать, не останавливаться, не заниматься чесом.
А в ноябре Шевчук и Ко порадуют поклонников фильмом, который они сняли в прошлом году во время гастролей по Германии.
– Это видео нашей концертной программы «Иначе». Фильм готов, осталось звук дописать. Вообще-то, попыток сделать это концертное видео у нас было три, и всякий раз что-то не получалось: не хватало чего-то летящего, адекватного. В итоге договорились с очень крутой съемочной бригадой, которая до нас снимала фильмы про «Radiohead», Стинга, Дэвида Боуи. Все лето я провел на монтаже в Германии и просто упарился там! Парни на студии, конечно, большие профессионалы, но лени-и-и-вые, как русские! Аудиоверсия, кстати, классная получилась. С шумом зала… Выйдет альбом на четырех дисках – два часа живой концертной музыки. И этот вариант мне даже больше нравится, чем студийный. То ли мы играть за это время научились? (Смеется). На самом деле, когда ты пишешь альбом, думаешь в первую очередь о саунде. А он может быть разным. И начинаешь заморачиваться с барабанами, гитарами, что-то ищешь, выбираешь, слушаешь, исправляешь. Словом, в студии мозг включается там, где не надо. А на концертах все получается клево!
– Юрий Юлианович, вы прямо такими партиями альбомы выпускаете, другие музыканты могут только позавидовать. А где деньги-то находите?
– Так у нас своя студия. Мы та группа, которая не все деньги тратит на зарплаты, что-то откладываем на аппаратуру. Она у нас не шибко крутая, конечно, так – цифра среднего английского уровня. Но не плохая. Мы нашли хорошего звукорежиссера – Макса Коробцова, который работал с группой «Кирпичи» и другими. Молодой парень, знает много музыки современной, он весь в ней, в общем – ориентирован великолепно. Если ты живешь в XXI веке, альбом должен, разумеется, звучать современно.
– Но его еще должны покупать. Ваши альбомы покупают?
– На концертах покупают. Больше как сувенир, ведь сейчас все скачивают в интернете. А магазины уже изжили себя, как и рынок CD – их поезд ушел. Разве что на заправках еще можно купить диски. Какого-нибудь Лепса. И на Западе все это умерло. Даже знаменитые музыкальные магазины сети «Virgin» стали уже вещевыми рынками. Винил? Винил да, выпускаем. Где-нибудь в Сан-Франциско заходишь в какой-нибудь старый виниловый магазин, все продавцы там укуренные вусмерть, но зато найдут тебе абсолютно любую музыку. Мы там любим покопаться.
– В нынешнем составе «ДДТ» много молодых лиц. Возникают ли конфликты между поколениями?
– У нашего молодого поколения будущее в венах. И будущее это всяко-разное. Вот наш барабанщик Тема настолько весь в себе и в музыке – просто иллюстрация к Канту. Но нам легко общаться. Тема дает мне много энергии на сцене.
– Джазовый музыкант Герман Лукьянов говорит, что с молодыми в принципе выгодно работать: можно передавать им опыт, и при этом мало платить. Вы согласны?
– Можно быть важным народным артистом и на фиг никому не нужным, а можно – молодым пацаном, и люди будут реветь от твоих песен. Никаких весовых категорий в музыке нет. Звания, лауреаты – это все бред собачий. И в искусстве, по счастью, все эти почетные факелоносцы не важны. Вот я не умею бегать с факелом, и что?...
– А что чувствуете, когда вас называют «патриархом русского рока»?
- Я умиляюсь. Ну какой я патриарх? Патриарх сейчас на Первом канале сидит в программе «Голос». Это Александр Градский. Вот он – да, стоял у истоков, у него была одна из первых рок-групп в стране – «Скоморохи». Он раньше и меня, и Макара (Андрея Макаревича, - прим. авт.), и всех появился. Вот он серьезный патриарх, а какой патриарх из меня?
– Вы «Голос» смотрите?
– Один выпуск нового сезона посмотрел. Там участвовала Тина Кузнецова (к Тине повернулись все члены жюри, но выбрала девушка команду Пелагеи, - прим. авт.), подруга нашей вокалистки Алены Романовой. Мы их обеих когда-то приглашали в «ДДТ» на вокал. В итоге Алена выбрала андеграунд – то есть нас, а Тина – «Голос». Я с интересом посмотрел передачу, она неплохая – там живые голоса, поэтому «Голос» так популярен у народа. И неплохие ребятки судят, они как-то по-человечески к участникам подходят.
– Как думаете, этот проект поможет молодым исполнителям добиться успеха, если они не победят, но хотя бы засветятся на экране?
– Победят или не победят – это абсолютно ничего не значит. Успех не от этого зависит. На проекте мало людей, которые сами пишут песни. Я сильно сомневаюсь, что из какой-нибудь там участницы выйдет новая Земфира. Земфира-то сама себе пишет. Ей не нужны продюсеры, композиторы – вся эта сволочь попсовая. Ей не нужно никому платить или отдаваться. Земфира – свободный человек, что хочет, то и творит. А этим девочкам тяжело. Если они сами ничего не сочиняют, то на что им рассчитывать? Все их победы на музыкальных конкурсах ничего не значат. Ну, увидели по телевизору мама, папа, знакомые, слезу пустили - и все! Дальше уже ничего не будет!
– Юрий Юлианович, вы активно занимаетесь благотворительностью. Но одно дело – помогать детским домам, и совсем другое – бомжам. Недавно вы перечислили четверть миллиона рублей питерскому фонду помощи бездомным «Ночлежка». Почему такой выбор?
– Мы и в прошлом году тоже перечисляли. А что здесь такого? У людей складывается штампованное мнение о бездомных: что все они алкоголики, тунеядцы и так далее. А вы знаете, что 12 процентов бездомных – люди с высшим образованием? В Санкт-Петербурге в середине нулевых насчитывалось около 28 тысяч бездомных. Человек вышел из дома, его ударили по голове, он забыл, как его зовут - и все! Масса людей без документов. Пить начинают потом, от безысходки. В «Ночлежке» люди не только ночуют, их там лечат, пытаются помочь, спасают от алкоголизма, наркомании. Там очень хорошие волонтеры работают. Это серьезный фонд, я там несколько раз бывал, одежду кое-какую сдавал, иконы для ребят привез - целый иконостас.
– Другие участники «ДДТ» поддерживают ваше стремление? Не говорят, что уж лучше больным детишкам помогать?
– Больным детям мы помогаем через фонд Чулпан Хаматовой. О благотворительности вообще грех говорить так громко, но мы иногда говорим, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме, чтобы люди тоже поучаствовали. И у нас на концертах стоят коробки, куда можно положить деньги. Недавно на одном благотворительном выступлении собрали миллион рублей для узников Болотной площади, эти деньги пошли на адвокатов. Мы все время как-то пытаемся кому-то помочь. Я считаю, что из таких человеческих поступков и вырастает гражданское общество. А сколько люди перечислили пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке! Это же здорово. Это человеческие вещи.
– Лидер группы «АукцЫон» Олег Гаркуша недавно стал владельцем арт-центра, в котором планирует открыть музей русского рока с экспонатами от известных музыкантов. Вот вы какие вещи сможете туда отдать?
– Я передам туда свое чучело, когда ласты склею. (Смеется). Будет круче, чем у мадам Тюссо! И рядышком еще БГ поставить, и Кинчева – всех! Представляете, мы из кожи - комната ужасов! Да шучу я, конечно. Дай Бог нам всем долгой жизни!