7 июня в Книжном клубе «Петровский» прошла встреча с известным российским шрифтовым дизайнером, гравером, иллюстратором, одним из основателей студии Letterhead Юрием Гордоном. Мероприятие было организовано в рамках Книжной ярмарки Платоновского фестиваля. В Воронеж Юрий приехал с рассказом о втором издании «Книги про буквы от Аа до Яя», которое вышло в «Издательстве Студии Артемия Лебедева» в конце прошлого года. Не обошел Гордон вниманием и другие проекты.
Свою лекцию Юрий начал с небольшого введения аудитории в мир букв. Рассказывая о своем взгляде на эволюцию типографики и шрифтового дизайна, Гордон заметил, что существует связь меду развитием технологий и количеством и качеством появляющихся шрифтов. Металлический набор, некачественная печать, плохая бумага, не позволявшие дизайнерам развернуться в полной мере, остались в прошлом. Более того, по мнению Юрия Гордона сейчас типографика достигла предела совершенства. Что будет дальше? Проведя параллель с живописью, прошедшей путь от идеальных классических форм века до экспрессионизма, абстракционизма, сюрреализма, Гордон предположил, что «ударившись о стенку совершенства, типографика может отскочить к несовершенству».
О шрифтах и буквах Юрий рассказывал просто, не нагружая аудиторию массой типографических терминов. Не раз во время лекции автор подчеркивал, что «Книга про буквы» рассчитана на широкий круг читателей, несмотря на то, что она стала настольной для многих арт-директоров и дизайнеров.
Первое издание «Книги про буквы» вышло в 2006 году. Это была по сути первая в России попытка рассмотреть русский алфавит как целостную систему. Автор анализирует все буквы русского алфавита, размышляет о том, почему наши алфавит не столь красив и строен как латинский, о том, как меняется характер буквы в зависимости от ее применения, о том как ведут себя знаки в логотипах и о многом другом.
Изначально автор не собирался проводить столь масштабное исследование. Речь шла о составлении рекомендаций по использованию шрифта для дизайнеров. «Но тут я понял, что ничего не знаю о шрифте, потом я понял, что ничего не знаю о буквах, и совсем ничего не знаю о русском алфавите», — рассказал Юрий.
Появление книги совпало с типографическим бумом, который начался в России. По словам Гордона с 2005 года появилось больше кириллических шрифтов, чем за всю предыдущую русскую историю. Понимание, что шрифт играет важную роль в нашей жизни, перестало быть уделом небольшого количества помешанных на буквах дизайнеров.
Буквы по мнению Юрия обладают настроением. Один и тот же текст, набранный разными шрифтами может читаться по-разному. Буквы окружают нас. Мы постоянно сталкиваемся с ними: в книжках, на вывесках, на экране, на стене, асфальте. И пусть буквы на заборе далеки от идеала, Гордон в своей книге не обходит их вниманием.
Живые уличные, неправильные, отвратительные буквы имеют право на существование. Они составляют базу нашего мысленного представления о шрифте.
Разговор о буквах плавно перетек в рассказ о других книжных проектах Гордона. Хотя от букв и тут уйти не удалось. Книга «Сильные Боги» по сути представляет собой серию графических работ, изрядно сдобренных типографическими поисками, объединённых темой взаимоотношений богов и людей. Впрочем, боги там не всегда настоящие и не всегда великие.
Лет десять назад пришли Силные Боги, да так и застряли в мастерской большими бумажными идолами. Боги говорили с моим альтер эго, профессором Квазимиром Младевичем, о своем, божественном — на странном б-жском езыке, гдечим больше ашыбк, тем свищенее текст.
Еще одна книга Юрия - «ЮГ-ДХ» - родилась из интереса автора к личности и творчеству Даниила Хармса. Книга состоит из 21 композиции, посвященной Хармсу и его персонажам. Листы в книге упакованы в папку и никак не соединены между собой (« В каждой папке я прорезал окошки, чтобы книга могла глядеть наружу»). Каждый из них можно повесить на стену отдельным плакатом. Черно-белые работы, сочетающие в себе графику с непременными типографическими изысканиями, снабжены текстовыми расшифровками, но, по словам автора, парадоксальным образом здесь «не картинки иллюстрируют текст, а наоборот».
Закончив рассказ о книгах, Гордон предложил аудитории просто пообщаться. Отвечая на вопросы слушателей, Юрий Гордон рассказал о разработке новой шрифтовой программы, которая может изменить подход к созданию шрифта во всем мире («Если все получится, лет через 10 шрифт будет меняться от нашего взгляда на компьютер»), о том, как он впервые начал делать буквы в 18 лет, работая на киностудии и вырезая по 30-40 букв в день для титров, о том, что в нашей стране шрифты студи Letterhead можно встретить практически во всех глянцевых журналах, о том, что он никогда бы не взялся за создание шрифта по госзаказу и о том, что российский дизайн спасет только частная инициатива.