, Воронеж
  • 8564

«Я сама». Как в Воронеже работает первая тренировочная квартира для взрослых инвалидов

В первую очередь люди с ментальными нарушениями и РАС получают социально-бытовые навыки
«Я сама». Как в Воронеже работает первая тренировочная квартира для взрослых инвалидов «Я сама». Как в Воронеже работает первая тренировочная квартира для взрослых инвалидов
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

С сентября на базе центра комплексной реабилитации инвалидов «Семь Ступеней» стартовал проект по организации учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания по адаптации людей с ментальными особенностями, основной целью которого является социальная интеграция инвалидов в общество. Это так называемая служба сопровождаемого проживания, или тренировочная квартира, где парни и девушки старше 18 лет проходят социально-бытовую реабилитацию и получают необходимые навыки самообслуживания. Здесь же они делают первые шаги для получения профессиональных навыков, чтобы в дальнейшем получить специальность и устроиться на работу.

Обучение в квартире учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания уже прошли «мальчики» – так в центре ласково называют молодых мужчин с ментальной инвалидностью. А на прошлой неделе тренировочная квартира приняла «вторую смену» постояльцев, на этот раз – «девочек» – женщин и девушек, живущих в Новохоперском психоневрологическом интернате. В течение двух месяцев, до конца декабря, они будут учиться самостоятельной жизни.

Подробнее о том, как работает проект, – в материале РИА «Воронеж».

Комфортная обстановка

Коллектив центра «Семь Ступеней» начал подготовку к запуску проекта тренировочной квартиры еще с 2020 года. Она основана на программе сопровождаемого проживания инвалидов «Перспектива». Воронежские специалисты прошли обучение в Санкт-Петербурге, в Федеральном научном центре реабилитации для инвалидов имени Альбрехта. Тренировочную квартиру в Воронеже создали по индивидуальному проекту, опираясь на опыт коллег, уже работающих в Ленинградской, Псковской, Ярославской, Смоленской и Свердловской областях.

Эта квартира учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания для Воронежа – первый в своем роде проект. Для чего нужна тренировочная квартира? Это возможность получить навыки самостоятельного проживания.

В учебной (тренировочной) квартире взрослые люди с ментальной инвалидностью и расстройством аутистического спектра под наблюдением социальных педагогов, преподавателей, медиков и психологов учатся делать первые шаги к самостоятельной жизни в обществе: стирать, готовить, делать уборку, делать покупки в магазине, оплачивать коммунальные платежи, пользоваться интернет-магазинами и планировать собственный бюджет. И все это – в комфортной домашней обстановке.

Квартиру финансирует государство. Сами социальные услуги частично бесплатны.

Арт-терапия
Арт-терапия

Тренировочная площадка в центре «Семь Ступеней» представляет собой практически настоящую квартиру, с большой гостиной, так называемой зоной социальной интеграции, кухней и пятью комнатами, в которых живут ребята. В каждой комнате – мебель и свой санузел.

– Надо сказать, что в Новохоперском психоневрологическом интернате, в отличие от многих других, старых ПНИ, условия проживания вполне хорошие – девочки живут в огромных комнатах по четыре человека, в каждой комнате – санузел, девочки посещают спортивный зал, творческие мастерские, информационно-библиотечный центр, – поделилась заместитель директора по общим вопросам Людмила Сурина.

Социальные работники центра находятся с девочками круглосуточно и хвалят их даже за маленькие успехи.

– Девочки очень талантливые и разносторонние. Они не догадываются, какие скрытые возможности у них есть. Я думаю, что в центре они раскроют их в полной мере, – отметила заведующая отделением сопровождаемого проживания, Наталья Бабаянц.

Директор центра «Семь Ступеней» Ирина Гринева подчеркнула, что девушки невероятно любознательны:

– Они так стараются узнать новое! А какие они аккуратные – дома не у каждой хозяйки такая чистота, как здесь.

У входа в квартиру находится кухня, где девушки учатся самостоятельно готовить и красиво сервировать стол. Во время готовки хозяйки надевают фартуки и поварские колпаки и тщательно следят за чистотой.

Девушки уже научились делать оладьи с тыквой, омлет, кашу, салаты, варить борщ, а в день прихода журналистов приготовили рататуй.

Рецепты всех освоенных блюд девушки вклеивают в свои кулинарные тетради.

По словам директора центра «Семь ступеней» Ирины Гриневой, рецепты блюд педагоги подбирают простые.

Индивидуальный маршрут

Перед тем, как стать подопечными «Семи Ступеней», девушки прошли отбор реабилитационной экспертной комиссии. Медики и психологи учитывают, чтобы люди, которые будут проживать вместе, были психологически совместимы и совпадали по интересам. Ирина Гринева вспоминает, что, когда девочки приехали в центр, они держались вместе и были практически неразлучны. Ребят, которые получают социальные услуги в центре, поначалу сторонились – ведь в интернате живут только женщины. Но постепенно привыкли, познакомились и даже подружились.

Жизнь в тренировочной квартире идет по режиму. Подъем – в семь утра, затем – зарядка, гигиенические процедуры. После завтрака, который готовят сами девушки, начинается «утренний круг» – своего рода «планерка», где педагоги совместно с девочками планируют предстоящий день. После этого начинаются занятия. Приходится во многом вспоминать знания, полученные в школе, но огромное желание и интерес девочек помогают преодолевать все возникающие сложности.

Помимо этого, специалисты составляют для каждой девушки индивидуальную образовательную траекторию. Девочки выбрали для себя такие направления, как лозоплетение, бисероплетение, швейное и сапожное дело, компьютерная грамотность.

– Сейчас у девочек проходят так называемые профессиональные пробы. Они пробуют разные направления профессиональной деятельности, чтобы в дальнейшем получить навыки выбранной ими профессии в нашем центре адаптивной профессиональной занятости, – рассказала Ирина Гринева.

Расписание занятий у всех свое. Для наглядности его выделяют цветовыми маркерами, а каждая девочка после «утреннего круга» получает свой маршрутизатор на текущий день.

– Важно, чтобы в рамках формирования алгоритма дня были учтены пожелания девочек. То, что специалисты дают им возможность выбора, в дальнейшем поможет им в социализации и формировании адаптивных механизмов, – пояснила Ирина Гринева.

Воспитанница тренировочной квартиры Ольга Шкатова учится навыкам бисероплетения.

Ее подруга Наталья Ефремова хочет стать оператором ПК, поэтому сейчас учится работать на компьютере. При этом девушка – настоящая рукодельница, она великолепно вяжет на спицах и крючком.

Ирина Воротникова учится навыкам сапожного дела.

Анастасия Мистюкова решила выучиться лозоплетению, а Яна Каллас осваивает навыки швейного дела.

Занятия у девушек проходят в специально оборудованных мастерских. Так, в обувной мастерской есть все необходимые станки для сапожного дела. В мастерской по лозоплетению ребята учатся плести корзинки, манекены и даже мебель. Новички лозоплетению учатся на проволочных прутьях. Анастасия Мистюкова, например, на специальном шаблоне – дощечке с гвоздями – учится плести «веревочку» из двух проволочных прутов.

Когда девушка освоит это упражнение, то приступит к плетению донышка корзинки.

– Все, что вы видите здесь, сделали ребята. Я только подсказываю. Ребенка надо заинтересовать – показать, как из каких-то палочек получается красивая вещь, – отметил преподаватель, мастер по лозоплетению Сергей Жидков.

Занятия для девушек в швейной мастерской начинаются с того, что их учат делать простые стежки. Яна Каллас старательно разлиновывает кусочек ткани мылом и выводит строчку. Вскоре она будет учиться работать на швейной машинке. Яна мечтает открыть в интернате швейную мастерскую, где будет обучать проживающих там людей, заниматься ремонтом одежды и шить модные вещи по собственному дизайну.

В центре обучают по четырем специальностям направления «швейное дело»: швея, портной, закройщик и раскройщик.

В компьютерном классе ребят не только знакомят с навыками работы на компьютере, но и учат его примитивному «ремонту».

– Мы учим ребят печатать на клавиатуре, пользоваться интернетом, создавать почту, пользоваться сайтом госуслуг. Ребята, которые ранее в центре осваивали эту профессию, научились ремонту компьютеров, уже работают по специальности, – отметил педагог Сергей Паращенко.

Девочки собираются попробовать освоить и навыки по профессии «рабочий зеленого хозяйства». Обучение проходит на практике, в теплице, которая работает круглый год. Ребята из «Семи Ступеней» выращивают овощи и цветы. Кстати, девушки уже успели «набить руку» в огородном деле: на территории интерната есть своя теплица, где они успешно выращивают кабачки, помидоры, редис, лук.

– Удивительно, но всего на трех грядках они умудряются собрать большой урожай. Мы еще не были знакомы, а девочки передали нам в Воронеж рассаду помидоров. Какие у них великолепные клумбы, территория производит такое впечатление, как будто с ней работают ландшафтные дизайнеры! И все это сделано руками девчонок, – восхитилась Ирина Гринева.

Она добавила: в том, что девочки пришли в квартиру, уже имея навыки самообслуживания, огромная заслуга сотрудников Новохоперского психоневрологического интерната.

Образовательные занятия для воспитанниц тренировочной квартиры чередуются с оздоровительными процедурами – массажем, гидромассажем, и физкультурой.

– Чувствую себя как на курорте, – поделилась одна из воспитанниц, Анастасия Мистюкова.

Помимо индивидуальных занятий, девушки посещают и групповые. Вместе с другими клиентами центра «Семь Ступеней» они играют в волейбол, разучивают песни в музыкальной студии и занимаются в творческих двух арт-студиях, где учатся шить мягкие игрушки, рисовать, занимаются песочной арт-терапией и бисероплетением, невероятно полезным для мелкой моторики, а следовательно – и работы головного мозга.

По вечерам девочки читают книги, смотрят телевизор, занимаются рукоделием, устраивают посиделки за чаем на кухне, связываются с подругами из интерната по скайпу, собираются на так называемый «вечерний круг», где делятся с педагогами впечатлениями от прожитого дня, проговаривают свои успехи, обсуждают сложности.

Что дальше?

После того как двухмесячное обучение закончится, полученные навыки позволят девушкам самостоятельно жить в тренировочной или социально-реабилитационной квартире под присмотром специалистов Новохоперского психоневрологического интерната. Первая находится в селе Алферовка, на территории интерната. Вторая – рассчитанная на проживание двух-трех человек – за его территорией. Это частный дом с земельным участком и теплицей, где девушки выращивают огурцы, редис, баклажаны и зелень. В какую из двух квартир вернутся воспитанницы, будет зависеть от степени их самостоятельности.

В 2022 году квартира вне стен интерната станет для Воронежской области пилотной площадкой, где будет реализован проект по сопровождаемому проживанию инвалидов с нарушениями психических функций.

Спустя некоторое время девушки снова вернутся в центр «Семь Ступеней», на этот раз – чтобы получить профессию в центре адаптивной занятости, который является отделением центра. После обучения девушкам выдадут свидетельство об окончании профессиональных курсов. С ним они имеют все шансы устроиться на работу.

– Девочки хотят не только сами зарабатывать деньги, но и быть занятыми, жить в социуме, быть самостоятельными и приобрести автономность, – отметила Людмила Сурина.

А что же с «мальчиками»?

Все молодые ребята с ментальными расстройствами, которые прошли обучение на первом потоке учебной (тренировочной) квартиры, – не из интерната, у каждого из них есть семья и дом. Сейчас некоторые из них проходят лечение, а другие обучаются профессиональным навыкам в центре адаптивной занятости. Среди них – 25-летний Михаил Носик.

Парень живет в Нововоронеже и сам приезжает на обучение в Воронеж. Сейчас парень учится на мастера обувного дела. Он уже умеет обращаться со швейной машинкой для обуви и делать набойки на обувные подошвы. Мишин любимый станок – финишер, или отделочный станок.

Обувному делу Михаила и других воспитанников центра учит педагог Сергей Гончаров.

– Я в сапожном деле уже 30 лет. Но сейчас время пришло передавать свой опыт, – рассудил он.

До того как учиться обувному делу, в центре «Семь Ступеней» Михаил учился столярному делу, освоил курс компьютерной графики, учился ремонту ПК и управлению торговлей 1 С, но именно профессия обувщика пришлась ему по душе. Миша планирует начать свое дело по ремонту обуви, и профессиональные навыки он осваивает отлично.

- В ближайшем будущем мне бы также хотелось научиться и вождению, – признался молодой человек.

Этому здесь тоже обучают. Освоенные навыки ребята отрабатывают на специальных виртуальных тренажерах, а уже только потом пересаживаются на учебные автомобили. Водительским навыкам клиентов центра комплексной реабилитации учит преподаватель-инструктор Борис Куликовский, который 30 лет преподавал в ДОСААФ.

Сотрудничество между центром «Семь Ступеней» и Новохоперским психоневрологическим интернатом продолжится. Разрабатывается проект внутриведомственного соглашения, по которому специалисты «Семи Ступеней» будут оказывать подопечным интерната образовательные услуги и услуги по дополнительным профессиональным программам. Ребята с инвалидностью смогут не только обучиться навыкам самообслуживания, но и получить специальность и возможность трудоустройства. Социализировать и обучить планируется 80 молодых людей с ментальными нарушениями. В дальнейшем они будут жить в общежитии Новохоперского психоневрологического интерната, где организуют сопровождаемое проживание.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: