Несмотря на все различия в целях и задачах, которые ставили перед собой Бильжо и Бояков, их тексты удивительно похожи. «Воронежский пульс» обстоятельно, может быть, даже избыточно подробно описывает состояние культурного развития Воронежа и его перспективы. Бильжо краток: «Город практически отреставрировали. Во всяком случае, самые важные и с историко-культурной точки зрения здания — точно. Сплошные скверы и сады в идеальном состоянии. С отличным вкусом сделаны ландшафтные работы. Всё хорошо — вплоть до дизайна лавочек. Незатейливых, не бросающихся в глаза, но вполне стильных. И чисто вокруг! Театр, концертный зал, музеи, кафе, рестораны, кинотеатры... Я пишу исключительно о том, что видел своими глазами — а я человек внимательный и далеко не комплиментарный».

У команды экспертов и приезжего карикатуриста не вызывают сомнений и причины «воронежского ренессанса». Эдуард Бояков в первом же предложении своего доклада упоминает губернатора Алексея Гордеева, который и стал инициатором масштабного культурологического исследования. Встречался с главой региона и Андрей Бильжо, изрядно впечатленный «любовью, желанием и радостью», с которым первое лицо области делает свое дело.

И, наверное, поэтому в обоих текстах чувствуется беспокойство: слишком уж многое зависит от позиции региональных властей. «Под патронажем губернатора Олега Чиркунова в Перми создавались большие фестивальные проекты, открывались новые музеи и театры», - вспоминает Эдуард Бояков свой опыт работы в Перми – едва ли не первую попытку поставить провинцию на один культурный уровень со столицей. Признает он и то, что главным козырем «пермского проекта» была близость к власти, а не экономика и не работа с местным сообществом.

Чтобы уйти от этой зависимости от личности первого лица,уже Андрей Бильжо предлагает, в общем-то, очевидный выход: «Нужна, конечно, система, где не было на одном полюсе дураков и воров. И уж пускай на другом полюсе не будет ярких личностей и энтузиастов. Пусть будет просто нормальная система, которая позволит нормально, с любовью к своему делу работать профессионалам». Команда Боякова, которая, естественно, не могла ограничиться общими рекомендациями, предлагает целый комплекс мер, призванных обеспечить если не самостоятельное функционирование культурной среды, то гармоничное сочетание в ней государственного влияния и финансирования, как частного, так и заработанного на собственной популярности.

Однако простого построения такой системы вряд ли будет достаточно. Для того, чтобы эта конструкция работала без сбоев, нужен определенный и, наверное, болезненный перелом в сознании и самих культурных деятелей, и в еще большей степени – той аудитории, которая может и, хотелось бы верить, будет воспринимать их творчество. Новая региональная культурная система должна быть открытой. А воронежцы, судя по тому, что сказали независимо друг от друга Бояков и Бильжо, к подобной открытости, готовности соперничать со всей страной вряд ли привыкли. Возможно, взгляд со стороны на воронежскую культуру и даже, наверное, на всю воронежскую жизнь требовался прежде всего для того, чтобы понять, насколько густ тот сок, в котором привыкли вариться жители столицы Черноземья.

Мы видим себя боевым рубежом, который был неприступен для врага и при воеводе Сабурове и при генерале Лизюкове, колыбелью петровского флота и родиной великих талантов. А все остальные, судя по докладу Боякова, знают лишь Котенка, который внезапно стал бегемотом, да опального поэта, навеки привязавшего город к словам «блажь», «ворон» и «нож».

Чтобы управлять отношением к себе со стороны, воронежцам предстоит отказаться от провинциальной заносчивости, выражающейся в лозунге «Москва, Воронеж – хрен догонишь!» и автомобильных наклейках «Для нас нет закона, мы с 36 региона!» (к слову, коренной воронежский стиль вождения – еще одна вещь, которая часто бросается в глаза приезжим, и здесь мало поводов для гордости).

Нужно перестать считать себя лучшими лишь потому, что Воронеж исторически оказался крупнейшим городом среди соседей: Липецка, Тамбова, Курска, Белгорода. Конкурировать за культурное лидерство придется не только с ними – такими привычными спарринг-партнерами, - но с Пермью, Екатеринбургом, Томском, Ульяновском. Далеко не факт, что в этой конкуренции занять первое место удастся после первого же усилия.

Нужно привыкать к тому, что на нас смотрят и нас оценивают совсем не так, как нам бы того хотелось. И менять это можно только усилиями над собой, а не жалобами на окружающих. С этой точки зрения, возможно, появление Воронежа в новогодней комедии «Елки-3», вполне вероятно, окажется куда более значимым для большинства горожан культурным событием, чем доклад Боякова.

В конце концов, воронежцам придется привыкнуть к тому, что лидеры – это не те, кто почивают на лаврах, заработанных отцами и дедами, а те, кто готов приносить жертвы, чтобы стать лучше. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».