Участники воронежского общественного движения «Город и транспорт» опубликовали исследование «Воронеж и воронежцы» в понедельник, 21 декабря. Материалы выложили в открытом доступе в Сети.
Основой для исследования стал опрос, проведенный сообществом «Город и транспорт» в ноябре и декабре 2020 года. В нем приняли участие 62 человека – 35 женщин и 27 мужчин, уехавших из Воронежа в другие города. По словам основателя «Города и транспорта», урбаниста и автора исследования Андрея Фурсова, им двигало желание узнать больше о людях, оставивших Воронеж, понять причины их переезда и то, как они теперь смотрят на родной город со стороны.
Большая часть участников опроса относится к категории молодежи (до 35 лет). Большинство (43 человека) уехали из города в течение последних трех лет. Основной точкой притяжения для переезжающих стала Москва, куда отправились 84% респондентов. Остальные участники распределились поровну между разными городами, среди которых и другие российские миллионники, и дальнее зарубежье.
Для большинства респондентов причиной переезда стали учеба или работа – причем как поиск новой работы в новом городе, так и карьерный рост в той компании, в которой человек работал в Воронеже. Кроме того, участники опроса упоминали субъективные причины переезда – недовольство общественной инфраструктурой, нехватку интересных локаций, недружелюбие людей, невысокое качество жизни, а также стремление перебраться в место с более богатой историей и архитектурой и иноязычной культурой. Среди опрошенных присутствовали восемь айтишников, восемь менеджеров различных сфер, семь врачей, пять юристов, четыре инженера и от одного до трех представителей других профессий.
Несмотря на проживание в других городах и даже странах, воронежцы в основном следят за новостями родного города: две трети опрошенных либо читают воронежские СМИ, либо узнают новости от родственников и друзей. Только треть опрошенных никак не интересуются жизнью Воронежа. Абсолютное большинство участников не теряют связи с городом и приезжают чаще трех раз в год. Треть опрошенных приезжают и чаще шести раз в год. Лишь пятая часть бывает в городе раз-два за год, и только незначительный процент (5%) респондентов фактически утратили связь с Воронежем.
Исследователи также спрашивали участников опроса о том, какие воспоминания о Воронеже они хранят и какие важные события связывают их с городом. Большинство ответов касалось детства, юности, личностного становления, учебы, семьи. Среди позитивных впечатлений о городе респонденты выделяли его красивый центр, парки, климат и уют, большой выбор культурных развлечений и разнообразие мест общепита. В числе негативных называли благоустройство, дороги, социальное неблагополучие жителей и не бережное отношение к исторической застройке.
На вопрос о том, было ли решение уехать из Воронежа верным, 92% респондентов ответили «да» или «скорее да». При этом 31% участников задумывались о возвращении в город: 18% думали об этом сразу после переезда, но, когда обжились на новом месте, отказались от этой идеи. А 39% респондентов никогда не думали вернуться.
– Среди причин, по которым воронежцы уезжают, наиболее часто встречаются слова «работа», «перспективы», «предложили», «учеба», «образование». Это говорит о низком качестве восприятия местного образования в глазах молодых специалистов. Профессиональная же сфера самореализации рассматривается как весьма ограниченная – за перспективой интересной работы и карьерного роста уезжают в другие города, – резюмируют авторы исследования.
По их мнению, результаты опроса говорят о том, что городу необходима стратегия, направленная на развитие современной образовательной и деловой инфраструктуры, поддержку бизнеса, стимулирование к созданию филиалов и других структурных подразделений крупных компаний, создание карьерных возможностей в городе.
– Воспоминания о городе показывают, что в целом у Воронежа достаточно много сильных сторон, на которые возможно сделать упор в будущем развитии. Природный блок (климат, водохранилище, набережные, парки), градостроительство (центр города, проспект Революции, транспортная доступность), ресторанный бизнес, креативные индустрии – вот естественные и уже достаточно неплохо развитые преимущества города. В этом русле необходимо уделять особое внимание грядущему благоустройству проспекта Революции, созданию уютного тихого и развитого центра города, благоустройству рекреационных и общественных территорий (особенно – набережных водохранилища), – считают авторы исследования.
Целиком результаты исследования «Воронеж и воронежцы» можно прочитать на сайте.