Госдума может ввести административную ответственность для родителей, отказавшихся от вакцинации детей без уважительной причины. Депутаты вплотную займутся этим вопросом, если информационная кампания Правительства относительно вакцинации не принесет пользы, заявили в комитете по вопросам семьи, женщин и детей ГД РФ в сентябре 2016-го. Ранее Роспотребнадзор обратился в парламент с законодательной инициативой ввести наказание для родителей за отказ от вакцинации ребенка и диагностики у него туберкулеза. Так чиновники надеются переломить тенденцию увеличения количества отказов от детских прививок.

В Воронежской области число «отказников» также растет. Корреспондент РИА «Воронеж» попыталась разобраться, почему родители отказываются от вакцинации детей и почему врачи настаивают на согласии.

По данным регуправления Роспотребнадзора на 1 августа 2016 года, в Воронежской области 1206 детей в возрасте от трех месяцев до 14 лет не привиты от полиомиелита. Из них 900 не получили вакцину по причине отказа родителей, остальные – в связи с медотводами. Против коклюша не привиты 1133 ребенка, в том числе 831 из-за отказа родителей. 

«Ребенок стал изгоем общества»

Мать двоих детей Татьяна Гнеднева обратилась в прокуратуру Воронежа с жалобой на действия администрации детского сада №18. Трехлетняя дочь Соня пришла в сад без прививок и начала посещать младшую группу. Мама написала отказ от проведения вакцинации еще сразу после рождения девочки.

– Когда старшему сыну сделали третью прививку от полиомиелита, нам пришлось вызвать «скорую». Температура поднялась до 40 градусов, начались судороги, появилась угроза анафилактического шока. Теперь мы постоянно лечимся у аллергологов. Конечно, никто из врачей не стал связывать такое состояние с прививкой, но я решила больше не рисковать здоровьем своих детей, – объяснила Татьяна.

Врач из садика позвонила Татьяне в конце августа 2016 года. Медик сообщила, что из младшей группы Соню перевели в старшую, поскольку в младшую группу приняли ребенка, которому накануне сделали прививку от полиомиелита живой вакциной.

Работники детсада действовали в соответствии с федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». По нему непривитые дети могут посещать дошкольные учреждения, но их обязаны изолировать от детей, прошедших вакцинацию. Иначе есть угроза заражения для непривитых.

Однако согласно ст. 5 того же закона, на которую ссылается Татьяна, изолировать непривитого ребенка допустимо лишь в случае угрозы эпидемии или слабого здоровья самого ребенка. Татьяна сделала дочери иммунограмму в частной клинике. Иммунный статус оказался хорошим. Врач заключил, что ребенок может посещать группу с детьми, привитыми от полиомиелита.

Администрация детсада потребовала провести исследование в Роспотребнадзоре. Оно делается на платной основе. Татьяна написала заявление в прокуратуру.

– В России нет угрозы эпидемии полиомиелита, но мой непривитый ребенок становится в обществе изгоем. Мы угодили в замкнутый круг. Никто нам не дает никаких гарантий о дальнейшем постоянном пребывании дочки в младшей группе. В любой момент сюда могут принять другого ребенка со свежей прививкой, и Соню снова будут «отчуждать» в разные коллективы, – посетовала Гнеднева.

По словам Татьяны, впереди полная неизвестность и постоянные отпуска без содержания.

– В Роспотребнадзоре и районном отделе образования меня убеждали, что все делается именно в интересах ребенка. Но какие интересы, если у Сони начались нервные срывы и страх перед садиком вообще? Неужели в автобусе или песочнице у нас меньше риска заразиться, чем в садике? В Москве такой практики отчуждения непривитых детей нет. Я намерена привлечь общественное мнение к навязыванию вакцин и ущемлению прав непривитых детей в Воронеже, – заявила Татьяна.

Непривитому ребенку никто не запретит посещать детский садик или школу, поскольку это было бы нарушением его прав на получение образования. Но если в группе или в классе проводится вакцинация живой вакциной от полиомиелита, то незащищенного ребенка изолируют или совсем отстраняют от посещения детского сада и школы на 60 дней. Это делается ради безопасности самого ребенка, который может заболеть вакционоассоциированным полиомиелитом.
Татьяна Селиванова

эпидемиолог, 

ведущий консультант облдепартамента здравоохранения

«Прививки – только после тщательного обследования»

Федору Рылееву 19 лет, всю свою жизнь он провел в инвалидном кресле. В трехмесячном возрасте, на следующий день после прививки АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная), Федор с сильными судорогами попал в реанимацию. В два года у него диагностировали детский церебральный паралич.

– У меня нет никаких документальных подтверждений, что ребенок стал инвалидом после прививки. Врачи говорят, что Федя родился уже слабеньким с перинатальной энцефалопатией, эпилептическим синдромом. Но с таким диагнозом дается медотвод от прививок, а наш невролог в 10-й детской поликлинике не стала дожидаться результатов МРТ головного мозга и включила нас в график иммунизации. Как она мне потом объяснила: «Мне нужно было отчитаться перед СЭС». Но то были лихие 90-е, а я – совсем молоденькая, и сил судиться у меня не было. Все равно бы ничего не доказала, – поделилась Елена Рылеева.

При этом Елена ни в коем случае не призывает молодых родителей отказываться от прививок:

– Вакцинация детей нужна, особенно в наше время. Просто перед началом прививок настаивайте на тщательном обследовании ребенка, особенно у невролога.

Мама троих детей Марии Генодман написала отказ от прививок для младшей дочки.

Фото – из соцсети

– Решили, что до трех лет ничего делать не будем, накопим средства и потом сделаем все прививки платно, потому что не уверены в качестве бесплатных вакцин и условиях их хранения. Да, я боюсь, что после прививки у ребенка что-то пойдет не так. Если бы мои опасения были просто паранойей, то родителей бы не заставляли перед вакцинацией давать на нее согласие и подписывать свое ознакомление с наступлением возможных осложнений. Получается, что всю ответственность на себя в итоге берут родители, – отметила Мария.

«Вред от пробы Манту – фантазия»

В Воронежской области регистрируются случаи отказа родителей от диагностики туберкулеза – пробы Манту и Диаскинтеста. В 2016 году в регионе зафиксировано 40 таких отказов.


Пока у нас благополучная эпидситуация по туберкулезу. Но если в регионе вдруг фиксируется резкий скачок заболевания туберкулезом – это не просто «инфекционный вброс», а поэтапное накопление всех факторов риска. В числе таких факторов массовый отказ от проведения пробы Манту. Россия относится к 23 странам мира с высоким риском заражения туберкулезом. Поэтому законопроект о внесении ответственности родителей за отказ от прививок, на мой взгляд, полностью оправдан..
Сергей Корниенко

главный фтизиатр Воронежской области и ЦФО

Как отметила главный детский фтизиатр Воронежской области Ирина Иконина, отказы от прививок обычно идут по цепной реакции: одна мама отказалась, за ней – другая, третья и так далее.

– Выявить туберкулез общепринятыми клиническими методами невозможно. Только с помощью пробы Манту, Диаскинтеста или рентгенологического исследования. Если родители от всего этого отказываются, то фтизиатр не имеет права дать заключение об отсутствии заболевания у ребенка, – отметила Иконина.

По словам специалистов, анафилактический шок от прививки может случиться у одного ребенка из нескольких тысяч привитых детей.

– Это не чаще, чем такая же реакция на любые другие медикаменты. Самое распространенное «осложнение» после прививки – покраснение в области введения вакцины и незначительное повышение температуры. Также воронежские эпидемиологи фиксируют два-три случая в год болезненной реакции детского организма на противотуберкулезную вакцину – это лимфаденит, который быстро и успешно лечится, – пояснила Татьяна Селиванова.

Сергей Корниенко назвал «осложнения» от пробы Манту и Диаскинтеста мифом и больной фантазией «некоторых особо просвещенных родителей».

– Общественный транспорт представляет гораздо большую опасность для здоровья ребенка, чем проба Манту, – отметил Корниенко.

«Страшилки» про вакцинацию

Врачи уверены: отказываясь от прививок, родители подвергают угрозе жизнь и здоровье своих детей, нарушают их права. По мнению эпидемиологов, если «привитость» детей в регионе составляет 95%, то население защищено от заболевания. Этот показатель в Воронежской области пока держится, однако с учетом участившихся случаев отказа от прививок статус-кво может измениться в любое время.

Главный эпидемиолог Воронежской области Ольга Дудникова одобряет законодательную инициативу об ответственности родителей за отказ от прививок:

– Международное медицинское сообщество уже выразило свою позицию, приравняв отказ от прививок ребенку к отказу его права на жизнь. В нашем регионе всегда были такие отказы. Чаще всего по религиозным мотивам. Осложнений после прививок люди боятся после «просвещения» в интернете. В соцсетях идет волна «страшилок» об опасности вакцинации для жизни и здоровья ребенка. Не исключено, что кто-то сознательно вбрасывает эту информацию, – отметила Дудникова.

По словам главного воронежского эпидемиолога, «страшилки» про осложнения ни научным, ни медицинским сообществом не доказаны. Всякий раз после детального разбирательства выясняется, что причиной заболевания были другие причины и факторы, никак не связанные с прививкой.

Вакцина от мигрантов

По мнению специалистов, сегодня вакцинация актуальна как никогда. Это связано с миграционными потоками, проходящими через Воронежскую область.

– Мигранты с Украины, Таджикистана приезжают к нам с корью и полиомиелитом. В таких эпидемиологически напряженных условиях прививки необходимы как никогда. Кроме того, турпоездки воронежцев даже в якобы благополучную Европу сейчас стали тоже особенно опасны из-за перенасыщения мигрантами, – пояснила Дудникова.

В связи с наплывом украинских беженцев Роспотребнадзор решил прививать всех несовершеннолетних украинских беженцев, если у них нет прививочного сертификата. Раньше украинским семьям по поводу наличия-отсутствия прививок верили на слово.

Непривитые дети служат проводником и распространением инфекции, которая «застревает» в регионе. Например, массовый отказ от прививок против кори в Воронежской области в 90-е годы спровоцировал вспышку этого заболевания на уровне чуть ли не времен Гражданской войны. В 2014 году на одной из воронежских свадеб работал больной корью музыкант. Заболели только непривитые гости торжества.
Ольга Дудникова

главный эпидемиолог Воронежской области 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».