Воспитанники Воронежской студии творческого развития детей Константина Хабенского представили спектакль «Ювенильное море» в Воронежском концертном зале в среду, 7 июня. Постановку по мотивам повести Андрея Платонова показали в рамках Платоновского фестиваля.

В спектакле заняты 20 воспитанников студии творческого развития, школьники от 6 до 10 классов. При этом возрастное ограничение для зрителей спектакля – 14+. Автор инсценировки и режиссер, художественный руководитель студии Александр Новиков объяснил это тем, что постановка непроста и требует от зрителя понимания происходящего на сцене, несмотря на то, что главные роли в ней исполняют дети.

Фото – Михаил Кирьянов

– Спектакль все-таки больше для людей, которые интересуются литературой и культурой вообще. Платонов – не самый простой писатель, и к нему человек должен подойти осознанно и подготовлено. Когда в театр приходит ребенок, он зачастую ждет, что его будут развлекать, покажут ему сказку. А у нас серьезный спектакль, ребята стараются работать как настоящие артисты. Излишняя суета, разговоры, выход из зала маленьких детей мешали бы и им, и тем зрителям, которые настроены на серьезный просмотр спектакля. А с 14 лет человек приходит в театр уже сознательно, он готов воспринимать любой материал, – пояснил Александр Новиков.

Фото – Михаил Кирьянов

Режиссер рассказал, что самим артистам платоновский материал давался нелегко. Некоторые из них честно признавались, что не до конца понимают, что делают на сцене. Поэтому постановщик разбирал с ребятами не их образы, а отдельные ситуации спектакля.

– Платонов описывает странный мир, населенный существами, которых даже людьми нельзя назвать. У них нет возраста, иногда даже пола – это просто биомасса. Поэтому, когда я смотрю этот спектакль, у меня не возникает вопроса, почему всех персонажей играют дети – по большому счету, их мог играть кто угодно, – сказал Александр Новиков. – Мы работали этюдным методом, разбирая каждую конкретную ситуацию. Мы пытались понять, что это за люди, которые живут в выеденных тыквах? Почему вокруг них – голодные воющие собаки и голая степь, как засохшая рана, на которой ничего не растет? Как можно было довести их до такого состояния? Посредством этюдов, воссоздания атмосферы этого мира, мы двигались к результату.

Фото – Михаил Кирьянов

По словам Александра Новикова, из всего сюжета «Ювенильного моря» в спектакле оставили лишь одну короткую и действенную линию, наиболее понятную детям и подчиненную главной идее.

– Мы взяли за основу эмоциональную составляющую текста Платонова. Мы не показываем автора дословно, ведь театр – это не иллюстрация пьесы. Я приверженец эмоционального театра и считаю, что зритель приходит в театр именно за эмоциями, которые в нем пробуждают актеры на сцене. Задача любого театра – вырвать зрителя из круга его ежедневных проблем и забот, завлечь, заставить задуматься о чем-то, – отметил режиссер.

Фото – Михаил Кирьянов

По мнению руководителя студии, спектакли, в которых играют дети, не должны быть поставлены по детским произведениям. Наоборот, считает Александр Новиков, необходимо задавать юным актерам высокую планку.

– Так мы приобщаем их к высокой культуре, а они, в свою очередь, приобщают родителей, многие из которых наверняка не читали Платонова, – отметил Александр Новиков. – Наш язык – один из самых сложных в мире, но в этой сложности – его красота. То же можно сказать и о Платонове. Он непростой автор, но человек, который любит литературу, разбирается в ней, найдет для себя прелесть в его произведениях.

Фото – Михаил Кирьянов

Предыдущим спектаклем Воронежской студии творческого развития Константина Хабенского был спектакль «Новый год в июне» по рассказам Даниила Хармса. Его школьники показывали в Воронеже на детском театральном фестивале «Маршак».

– У нас не настоящий репертуарный театр, поэтому большинство показов происходят на фестивалях. С «Ювенильным морем» ребята уже побывали в Уфе и Нижнем Новгороде на фестивалях творческих студий Константина Хабенского. Платоновский фестиваль – это наша новая высота, – рассказал Александр Новиков.

Режиссер пообещал, что иногда спектакль будет появляться в афише Воронежского концертного зала, чтобы его смогли посмотреть все желающие.

Справка РИА «Воронеж»

В разных городах России действуют 12 студий творческого развития детей Константина Хабенского. В Воронеже студия открылась в 2011 году. В ней занимаются около 80 ребят. Основатель студии, известный актер Константин Хабенский не раз отмечал, что цель объединения – не выращивание профессиональных актеров, а формирование разносторонней личности ребенка. В студии проходят занятия по актерскому и цирковому мастерству, сценической и художественной речи, пластическому движению. Воспитанники творческих студий регулярно участвуют в театральных фестивалях.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter