Общественные слушания, посвященные строительству в Воронеже автодороги, соединяющей улицу Ломоносова с Московским проспектом за жилым кварталом Лесная поляна, прошли вчера, 28 июня, в НИИ лесной генетики и селекции. Выразить свое мнение пришли более полусотни человек.
Проект строительства этой магистрали презентовали еще в сентябре прошлого года. Новая дорога должна разгрузить Московский проспект. Так называемая клеверная эстакада, которую предполагалось построить на перекрестке Московского проспекта и окружной, «сбрасывала» движение в четырех направлениях: на Москву, в сторону центра города, в Юго-Западный район на Антонова-Овсеенко и в сторону Березовой рощи и Левого берега. Планировали построить порядка 2,5 километров дороги, чтобы соединить Московский проспект и улицу Ломоносова в том месте, где она стыкуется с улицей Тимирязева. Таким образом, с Ломоносова можно было бы выехать сразу на Антонова-Овсеенко. Одно "но": эта дорога должна будет пройти по территории государственного природного заказника «Воронежская нагорная дубрава», где растут 300-летние дубы и редкая сибирская лиственница.
Эхо войны
- Ради строительства этой дороги надо вырубить старовозрастные деревья на полосе 35 метров. Это не подлесок, а вековые дубы. И если здесь все же будет строительство, мы услышим эхо войны. В этих местах проходила линия обороны. Мы делали запрос в центральный архив министерства обороны, именно в этом месте погибли более 12 тысяч человек, из которых перезахоронены единицы. В советское время поисковые отряды пытались проводить раскопки, но во время работ часто взрывались бомбы и мины, которые остались в земле. Тогда решили оставить останки солдат покоиться там,
Движение в защиту дубравы образовалось около двух месяцев назад, когда, как говорят активисты, на многих деревьях появились метки-зарубки. В инициативную группу вошли как жители близлежащих домов, так и целый ряд общественных организаций – ВРОО «Центр экологической политики», «Мусора. Больше. Нет», воронежский филиал всероссийского клуба «Суть времени» и эколого-историческое сообщество «Вантит». К слову, Вантитом называют целый комплекс древних городищ, которые существовали в 8-10 веках нашей эры на северной окраине Воронежа, в том числе и в том месте, где собираются строить дорогу. Выразить протест пришел также Алексей Саниев - создатель Большой Воронежской экотропы, вместо которой, по сути, запланирована магистраль.
На инвалидной коляске на общественные слушания приехал и молодой человек Игорь, живущий в Лесной поляне. Для него нагорная дубрава – единственное доступное место для прогулок.
Машины как газ – заполняют все пространство
Начальник отдела реализации целевых программ городского управления дорожного хозяйства Михаил Абрамов резонно заметил, что район СХИ стремительно застраивается, из-за чего увеличивается количество транспорта, с которым существующие дороги не справляются.
Затем слово взял инженер проекта компании «Пожсвязьбезопасность» Иван Черней. Он рассказал о трех возможных вариантах строительства.
Первый вариант предполагает вырубку деревьев, как и было запланировано генпланом развития Воронежа до 2020 года. Однако на момент утверждения этого документа в 2008 году площадь особо охраняемого участка составляла 84 га, в апреле этого года экоактивисты добились, чтобы площадь заказника расширили до 8000 га, вплоть до окружной дороги. Второй вариант – сместить магистраль к многоэтажкам, чтобы максимально сохранить вековые дубы. Но в этом случае дорога пройдет в 15 метрах от жилых домов.
- Еще есть альтернативный вариант - построить трассу над лесом, но это будет в 15 раз дороже первоначального варианта. И ни при одном из трех вариантов не получится полностью избежать вырубки,Разумеется, ни один из предложенных вариантов собравшихся не устроил.
- Есть другой вариант. Сейчас идет строительство большого квартала между Шишкова, Московским проспектом и Ломоносова. Почему там не сделать эту магистраль, соединив проспект с Березовой рощей. Яблоневый сад – это не вековые дубы, тем более, что он все равно будет выкорчевываться, - предложил житель Лесной поляны и представитель общественного движения «Суть времени» Виктор Останин.
Выступающие также отмечали, что новая дорога никак не затронет самый проблемный участок в районе вузов. По мнению противников строительства магистрали, для разгрузки района хватит добротной реконструкции улицы Ломоносова с расширением ее до четырех полноценных полос и строительства дорожной инфраструктуры: карманов, остановок и тротуаров. Некоторые выступающие при этом предлагали сделать Ломоносова улицей с односторонним движением.
- Автомобили, как газ, - заполняют все пространство, сколько бы ни было дорог. А зеленых зон в городе практически нет. По выходным весь город едет на Олимпик с велосипедами на багажниках покататься на природе. Нам нужно не вырубать оставшиеся массивы, а прокладывать в них велодорожки – уже это отчасти снизит транспортную напряженность,
Более двух часов представители общественности высказывали множество причин, почему они категорически против строительства дороги по территории нагорной дубравы. На имя и.о. мэра Воронежа Геннадия Чернушкина и губернатора Алексея Гордеева они подготовили обращения, под которым подписались 500 воронежцев.