В Воронежском областном музее им. Крамского открылась выставка «Круг Родченко. Стильные люди» из собрания Мультимедийного комплекса актуальных искусств. Экспозиция стала одной из пяти выставок, работающих в эти дни в нашем городе в рамках третьего Платоновского фестиваля искусств. В нее вошли снимки, сделанные самим великим фотографом и художником Александром Родченко, его женой Варварой Степановой, друзьями и коллегами в период с 1924 по 1940-е годы.

Выставка, названная «Стильные люди», на первый взгляд скорее удивляет. Те, кто прочел, что фотографии Родченко «про одежду», сначала, возможно, будут разочарованы содержанием экспозиции. Здесь не найдется ничего из той «попсовой» стилистики 20-х и 30-х годов, давших мировой моде голливудских див, франтоватых гангстеров и модника принца Эдварда, чей стиль так или иначе склоняют до сих пор. Пожалуй, единственным исключением на этих фото стала  Лиля Брик в газовом черном платье, да Маяковский в английском костюме укладывается в привычное нам понятие слова «стиль». В остальном же речь идет о принципиально иной эстетике.

– Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты, – пишет правнук Родченко Александр Лаврентьев. – Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек — носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды. Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений.

Сегодня любой, кто хоть немного интересуется искусством, знает, что Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма – но то же самое в 20-е годы происходило во всех сферах. На основе разработок конструктивистов (в том числе и Родченко, и Степановой) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, мебели; художники разрабатывали рисунки для тканей и практичные модели рабочей одежды. Выставка именно об этом.

– Александр Родченко был одни из передовых людей своего времени. Двигаясь в направлении единого стиля – конструктивизма, он создавал удивительные вещи. Удивительный стиль, в свою очередь, создавала и Варвара Степанова, которая присутствует на многих его фотографиях. Именно она создала знаменитое черное полупрозрачное платье Лили Брик, выглядящее, как тонкая изящная паутина.
директор «Московского Дома фотографии» Ольга Свиблова

Из кадра в кадр переходит сам фотограф Родченко в холщовой рубахе, Варвара Степанова в минималистичных платьях с конструктивистскими принтами и косынке комсомолки. Для них минимализм и даже аскетизм в одежде становятся новой эстетикой и новым стилем. Лаконичные формы, контраст цвета и фактур, обнажение конструкции кроя, акцент на функциональные и технические детали (карманы, ремни, застежки) - черты конструктивизма в одежде. И то, что на первых фотографиях кажется недоразумением, совершенно противоположным сегодняшним представлениям о стиле, основанных во многом на многослойности и избыточности, постепенно складывается в общую картину.

Модели на фото (в их роли выступают сами же фотографы и их друзья) органично вписываются в контекст индустриальных пейзажей, больших строек, новых открытий и аскетичной социалистической идеологии. Рабочая «прозодежда» сидит на суровом Родченко так же естественно, как прозрачное газовое платье на ветреной Лиле Брик. На этих снимках художники демонстрируют самих себя как доказательство основных положений своего искусства.

Каждая фотография для выставки напечатана вручную с оригинального авторского негатива в единственном экземпляре.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».