Тбилисский академический театр имени Котэ Марджанишвили и итальянский Emilia Romagna Teatro Fondazione показали в Воронеже спектакль «Записки сумасшедшего» по одноименной повести Николая Гоголя в среду, 3 июня. Совместный проект грузинских и итальянских актеров открыл театральную программу пятого Платоновфеста.
Перед началом спектакля губернатор Воронежской области Алексей Гордеев объявил официальный старт Платоновского фестиваля:
– В этом году фестиваль проходит уже в пятый раз, и это своего рода первый маленький юбилей. Статус культурной столицы СНГ Воронеж получил во многом благодаря ему. Наш Платоновский фестиваль стал не только главным культурным событием Воронежской области, но и заметным явлением сферы культуры всей страны, а добрая слава о нем разнеслась далеко за пределы региона. У нас уже целая армия поклонников: люди раскупают билеты за три месяца и с нетерпением ждут этого прекрасного события. Особенно радостно, что к нам едут гости из соседних областей и даже из столицы, чтобы посмотреть спектакли и посетить выставки.
Алексей Гордеев отметил, что с каждым годом число зрителей Платоновфеста растет. За четыре года фестивальные события посетили 150 тыс. человек. А количество стран-участниц в 2015 году выросло до 24.
Интернациональный спектакль грузинских и итальянских актеров по русской классике шел в Театре драмы имени Кольцова на итальянском и грузинском языках с русскими субтитрами. Артисты «Записок сумасшедшего» рассказали, что во время постановки недолго пользовались услугами переводчиков, так как скоро научились отлично слышать и понимать друг друга невербально. Театр имени Котэ Марджанишвили не впервые участвует в межнациональных проектах. В его репертуаре – совместные постановки с британскими и русскими актерами.
– Я ощутил сильное волнение, войдя в воронежский театр, ведь Россия – родина классического театра, – поведал итальянский артист, исполнитель главной роли Массимо Скола. – В Италии нечасто ставят спектакли по произведениям русских авторов. Как мне кажется, потому, что их судьбы и их произведения слишком неординарны, иностранцам тяжело воспринимать их.
Массимо Скола признался, что до знакомства с текстом Гоголя даже не знал о таком типе личности и литературного персонажа, как «маленький человек». Чтобы лучше понять своего героя, актер ненадолго устроился на должность мелкого чиновника в одну из провинциальных администраций.
– Так получилось, что я там даже влюбился в одну девушку, что еще больше сблизило меня с Поприщиным, – сказал Массимо Скола. – И я понял, что в этих условиях действительно можно сойти с ума. Но все-таки безумие невозможно подвести под какой-то сценарий, у безумия нет логики. Поэтому до конца объяснить сумасшествие Поприщина я не могу.
Текст «Записок», целиком написанный от первого лица, артисты разделили между несколькими персонажами.
– Мы как бы воплотили в жизнь раздвоения личности Поприщина, его внутренние диалоги, – рассказал грузинский актер Ника Кучава. – У нас появились чиновники – его сослуживцы, горничная, врачи, женщина, в которую он влюблен. Это сделало его поведение более реалистичным.
Справка РИА «Воронеж»
Тбилисский академический театр имени Котэ Марджанишвили – один из самых известных в мире театров Грузии. Основан в 1928 году выдающимся театральным реформатором и режиссером Котэ Марджанишвили, который, как и его великие современники Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд и Евгений Вахтангов, оказал огромное влияние на театр XX века.
Режиссер «Записок сумасшедшего» Леван Цуладзе – ведущий режиссер Грузии. Он получил признание как самобытный экспериментатор, не побоявшийся изменить художественную политику легендарного Театра имени Котэ Марджанишвили, который он возглавил в 2006 году.