Спектакль «Холодная кровь» бельгийского театрального и кинорежиссера Жако Ван Дормаля и коллектива Kiss&Cry показали в Воронеже 6 и 7 июня. Показ на Платоновском фестивале стал премьерой шоу в России.
Спектакль «Холодная кровь» режиссер Жако Ван Дормаль придумал и поставил вместе со своей женой, хореографом Мишель Анн Де Мей. В постановке соединились два основных занятия создателей – кино и хореография. При этом главными героями спектакля оказались не танцоры, а только их руки.
– Танцы пальцами – это очень специфическая вещь. Ведь на пальце всего три фаланги, и мы можем работать только ими. И все же мы стараемся показывать и балет, и вальс, и чечетку, чтобы это действительно было похоже на танцы. Рукой мы создаем персонажа. Пальцы – это его ноги, а кисть – корпус. Если бы не было камеры, все выглядело бы иначе. Именно направленность на наши руки объектива дает эффект живости рук, они становятся проводниками чувств и эмоций героев, – рассказал актер Грегори Грожан.
В основу спектакля лег текст бельгийского писателя Томаса Гунцига, написанный специально для шоу. Он объединил несколько наполненных черным юмором и сюрреалистичных историй о смерти. Персонажи спектакля умирали в авиакатастрофе, во время снежной бури или от пищевой аллергии, а ироничный текст как будто ставил целью избавить зрителей от страха смерти, но заодно и напомнить о ее неизбежности.
Шесть камер на рельсах и штативах в течение всего шоу снимали руки артистов с разных ракурсов, и происходящее на сцене транслировалось на большой экран над сценой. Зритель словно попал на съемочную площадку и мог одновременно и наблюдать за работой съемочной группы, и смотреть кино, которое у нее получается.
– Спектакль представляет собой некое эфемерное пространство. У нас нет никакой готовой картинки, все происходит на ваших глазах. Каждый раз мы делаем уникальный спектакль, каждый раз он новый. Во время спектакля мы двигаемся по сцене вместе с танцорами, и вы видите, как рождается кино. В этом спектакле я отчасти чувствую себя и танцором тоже, потому что двигаюсь вместе с артистами, поэтому получается такая смесь танца, театра и кино в реальном времени. Этот спектакль больше технический, но эта техника помогает зрителям почувствовать весь спектр эмоций. У нас шесть абсолютно разных камер, одна из них ездит по специальным рельсам, другие закреплены на штанкетах. Все камеры – максимально гибкие, они позволяют нам свободно двигаться и снимать с разных ракурсов. Мы стараемся создать впечатление просмотра кино, – рассказал видеограф Жюльен Ламбер.
Спектакль действительно технически очень сложен – одновременно на сцене находится команда из десяти человек, которые должны работать невероятно слаженно и четко, чтобы транслируемое на экране изображение не прерывалось и выглядело как цельный фильм. Еще несколько человек помогают вне сцены – это режиссеры трансляции, которые переключают видео с разных камер.
– Для нас очень важно, чтобы то огромное количество техники, которое мы используем, было незаметно для зрителей, поэтому вся она спрятана в темноте сцены, чтобы не отвлекать их от самой истории, – рассказал технический директор коллектива Kiss&Cry Томас Добрушкас.
Декорации спектакля состоят из огромного количества очень маленьких предметов – кукольных домиков, игрушечной мебели, макетов городов, моделей автомобилей. Но когда на все эти маленькие вещи направляется камера, создается впечатление, что они абсолютно настоящие и полноразмерные. Только ходят по этим декорациям не люди, а руки размером с людей.
– Сделать целый спектакль одними руками – это было вызовом для всех нас. У нас нет тех возможностей, как если бы мы танцевали всем телом, но мы все равно вкладываем очень много движения, мы двигаем не только рукой, но и всем телом, чтобы придать руке больше действия. Конечно, все дело в технике, мы стараемся вкладывать в движения пальцев чувства, смыслы. Для меня самой удивительно, что руками и пальцами можно передать эмоции, но на самом деле, если вы попробуете поставить руку перед зеркалом и подвигать ей, вы увидите, что какие-то эмоции в этом движении есть, – отметила актриса Фрок Марлен.
Спектакль «Холодная кровь» был впервые показан в 2018 году на Эдинбургском фестивале – главном мировом смотре современного театра, где стал сенсацией. Показ на Платоновфесте стал премьерой шоу в России. Постановка стала уже второй работой Жако Ван Дормаля в театре. Бельгийский режиссер прославился как создатель фильмов «Господин Никто», «Тото-герой», «Новейший завет».