В Доме актера 21 октября прошло четвертое обсуждение доклада «Воронежский пульс», подготовленного группой экспертов под руководством Эдуарда Боякова. На этот раз воронежцы делились друг с другом мыслями о прочитанном в главах «Спорт», «Академическое изобразительное искусство», «Неакадемическое изобразительное искусство», «Фотография», «Искусство в общественных пространствах» и «Фестивали». Режиссировал дискуссию худрук Камерного театра Михаил Бычков.
Обсуждения главы «Спорт» толком не получилось – спортсменов в зале не оказалось. Только несколько человек высказались, попросив включить в доклад информацию о том, что давным-давно запланированное строительство центра водных видов спорта имени Дмитрия Саутина так и не началось.
При обсуждении части исследования, посвященной академической живописи, выступавшие вспомнили ряд проблем, не упомянутых в докладе.
– В исследовании не затронута очень важная проблема: в некоторых выставочных залах города проходят выставки шуб и подобные не имеющие отношения к живописи вещи. Нужно выяснить, почему работники залов ради выживания вынуждены идти на такие шаги. Как сделать так, чтобы им не приходилось так поступать? – говорил Дмитрий Большаков, директор арт-группы «Квадрат».
Михаил Бычков отметил несоответствие названия главы ее содержанию. «Глава «Академическая живопись», по сути, посвящена одному музею. Значит, либо ее надо переименовать, либо расширить», – сказал он.
При обсуждении главы «Неакадемическое изобразительное искусство» специалисты обратили внимание на ее небольшой объем. Причина этого, по мнению деятелей культуры, проста: современных художников-авангардистов в Воронеже немного и городу их сильно не хватает.
– Под академической живописью есть огромный пласт из образования, музейной работы, союза художников – все это работает на воспроизводство академической живописи, – попытался найти объяснение этому факту художник Сергей Горшков. – И эта система проедает государственные деньги. Она совершенно неэффективна. Неакадемическая живопись представлена воронежским центром современного искусства и галереей ХЛАМ – вот и все. Это песчинка.
Модератор дискуссии такое объяснение удовлетворительным не счел. «Это демагогия. Я – член союза театральных деятелей. Мне что, легче работать, чем коллеге, который таковым не является? Я, грубо говоря, Гоголя ставлю, а коллега – Вырыпаева, и что? Поверьте на слово – люди, которые сохраняют традиции русского реалистического искусства, и копейки за это от государства не получают», – заявил Бычков.
Во время обсуждения главы «Искусство в общественных пространствах» выступавшие сошлись на том, что Воронежу не хватает памятников, активно взаимодействующих с городской средой. «У нас все хорошо с монументами, но нет ничего, что вступает с человеком в контакт. Есть памятники, большие и высокие. Нет вещей, которые были бы рядом с нами», – выразил свое мнение Большаков.
А посвященная фестивалям часть исследования почти единодушно была признана провальной. По мнению специалистов, решение авторов одновременно рассматривать как профессиональные, так и самодеятельные фестивали, оказалось ошибочным.
– Вышла каша – другого слова и не подберешь, – сказал Дмитрий Большаков. – Необходимо разделить фестивали на профессиональные и любительские. Кроме того, стоит выделить в отдельную категорию образовательные форумы. Что касается любительских фестивалей – во многих из них люди участвуют по разнарядке. Нужно провести ревизию в этой категории. Сейчас на все подобные мероприятия дают 5 копеек. Может, лучше закрыть «мертвые» фестивали и сэкономленные деньги выделить по-настоящему живым? Если вы изучите всю эту среду, то увидите по одним названиям типа «Воронеж – родина (подставьте недостающее)» или «Возьмемся за руки, друзья», что это – ерунда.
Ведущий специалист городского управления культуры Наталья Мартемьянова оказалась возмущена предложением Большакова.
– Это же целый пласт культуры! Эти фестивали – социальный заказ! Что конкретно вы считаете ненужным? Может, вы считаете ерундой фестиваль "Защитники отечества"? – спросила она.
– Нужно создать совет, который будет формировать этот социальный заказ. Я этого не делал, и меня многое в этой палитре фестивалей не устраивает. Слишком много идеологической дребедени. А фестиваль, который вы назвали, я считаю ненужным, – ответил он.
«Сразу видно – в армии не служил», – отреагировала одна из чиновниц. А у аплодировавших Большакову девушек-фотографов спросила: «А вы из какого комитета?». Создателю же фестиваля «Чернозем» тем временем поставили в вину «непонимание важности патриотического воспитания подрастающего поколения». Бычков, как и подобает модератору, выступил арбитром в этой ситуации.
– Хотелось бы напомнить, что слово «патриотический» – это не заклинание, падать на колени, услышав его, не нужно. Если пригласить патриотов петь о своей стране и посмотреть, сколько их придет – это интересный подход. А можно позвонить в школы и сказать: «Завтра все патриоты собираются 10:00 на стадионе» – и это совсем другое дело. Если насильно никого на эти фестивали не тянут – дай Бог, – заявил режиссер.
Обсуждение главы «Фотографии» свелось к констатации факта: у снимающей братии нет своего пространства. Дому фотохудожников взяться неоткуда.
– К главе претензий быть не может. Безукладников приехал из Перми, где все хорошо, поговорил с воронежскими фотографами, посмотрел на ситуацию и констатировал, что у нас все плохо. И он прав. Я пессимистично настроен – дом фотохудожников едва ли когда-то появится. Для этого ведь нужны огромные деньги. Даже сам Безукладников не может дать рецепта. «Нужно суетиться», «Должно повезти – как повезло мне», – вот и все, что он мог сказать, – признался фотограф Никита Пауков.
Михаил Бычков, обсуждая проблему с фотографами, вспомнил, как с нуля строил Камерный театр, борясь за каждую копейку. По мнению режиссера, фотосообщество должен повести вперед харизматичный сильный управленец, который сможет заинтересовать бизнесменов и чиновников в своем проекте.
– Мне кажется, что несмотря на все трудности нужно менять позицию с «дайте, помогите» на «давайте станем партнерами». Что-то для этого нужно делать помимо создания прекрасных снимков. Нужно найти инвестора – человека, который увлечется, поймет, как это важно и интересно, – выразил свое мнение Бычков.
Подводя итог дискуссии, худрук Камерного театра призвал собравшихся откровенно говорить о культурных проблемах региона.
– Я в этом августе впервые за 10 лет решил сходить в больницу, чтобы проверить здоровье, узнать, все ли в порядке. Посвятил этому часть отпуска. И нашел некоторые болячки. Вот и доклад – это аналогичная вещь. Мы пытаемся как-то себя просканировать, выяснить свой диагноз, – сказал он.