Однодневная выставка скульптур Ивана Горшкова «Король Паштет» прошла в Воронеже в субботу, 15 ноября. Экспозицию составили арт-объекты из пищи, которые были съедены в финале вернисажа. Выставка состоялась в одном из воронежских ресторанов – все съедобные скульптуры были сделаны руками поваров и кондитеров заведения по эскизам художника. Перед зрителями предстали торт «Растерянный карлик», мясной «Король Паштет», шоколадный «гном» в шапке из вишневого желе – всего десяток блюд-экспонатов. Этот «ужин современного искусства» Иван назвал своей лучшей работой за последние пару лет.
– Я уже пару лет фантазировал о выставке в каком-то непрофильном пространстве. И да, это полноценная выставка современного искусства: это не корпоратив, не междусобойчик, это моя персоналка. Сейчас объявили набор заявок «Инновацию» (премия в области современного искусства – Ред.), и мне кажется, я первым делом эту выставку подам, мне кажется, на сегодняшний день - это самое важное и интересное, что я сделал, хотя и самое спорное,
По замыслу художника, выставка «Король Паштет» – осмысление противоречий: мы все привыкли считать, что к искусству надо относиться с трепетом; что с едой баловаться нельзя; что современный художник должен выставляться на квартирниках и в странных галереях, а закрытая вечеринка в дорогом ресторане – явление противоположное истинному искусству. Иван все эти стереотипы переворачивает с ног на голову: экспонаты можно трогать, ломать на куски и есть; скульптуры самых извращенных форм оказываются простой картошкой-пюре и вареной говядиной; под слизистой «шкурой» лазурного морского чудовища скрывается традиционный для праздничного стола оливье; авангардная скульптура из алюминия превращается в водочный фонтан с пошлейшим названием «Элегия» (рядом – «Парадиз» с вишневым соком), а сам автор является на вернисаж с набриолиненными волосами и в лаковых туфлях в сочетании со старой футболкой.
– Здесь все соткано из противоречий на разных уровнях, – говорит Иван Горшков. – Начиная с того, что играть с едой нехорошо, к хлебу надо относиться уважительно, а здесь из него какие-то поделки делаются, в детстве можно было ремня за такое получить. А другое табу – что к искусству надо относиться уважительно, нельзя потрогать руками, тыкать пальцем и тем более облизывать и пожирать. И здесь мы все больше влипаем во что-то такое неприличное. И на уровне мероприятия – закрытый вернисаж, очень буржуазный, с официантами и списками на вход, это звучит так буржуазно, что для уважающего себя художника это все дурно пахнет. Я как человек выросший на таких представлениях, что это хорошо, а то нет. Всю мою молодость все пытались откреститься от этой буржуазности. И теперь мне это не то чтобы надоело, но хочется исследовать эту тему.
Столкнулись с противоречиями и кулинары, которым пришлось превращать продукты в арт-объекты.
– Подготовка была длительной, и самым сложным в ней был выбор продуктов, из которых это все собрать, – рассказал РИА «Воронеж» Владимир Щетинин, шеф-повар ресторана «О’Хара», который организовывал приготовление экспонатов. – Фигуры и конструкции высокие, некоторые вещи очень тяжелые и нужно было понять, как правильно, в каких пропорциях весовых все это собрать, чтобы это все стояло долго и имело тот вид, который художник хотел нам преподнести. Экспериментировали с составами и пропорциями, со сборкой. Какие-то продукты уже были нами одобрены, но в момент сборки мы поняли, что это не получается, стали искать новые выходы. К моему удивлению, самым сложным экспонатом оказалась фигура из картофеля, карлик рядом с Королем Паштетом. Мы очень долго играли с консистенцией, чтобы она не была слишком жидкой или слишком тяжелой, но не хотели отказываться от картофеля.
К некоторым скульптурам пришлось добавить основу из металла или пенопласта. На плотную подготовку ушло около недели. Коржи для торта выпекали накануне днем, брусничный соус для Короля Паштета повара варили уже ночью. Собственно скульптуры из предоставленных ингредиентов Иван лепил сам – как признался художник, хотя он и любит вкусно поесть, сам готовит только простые блюда вроде жареной картошки с котлетами, поэтому в процессе изготовления скульптур и кулинары, и художник сделали для себя много открытий.
– На первой встрече Иван показал нам свои наброски, и мы с Владимиром стали говорить, из чего можно сделать, какие технологии, из какого сырья, какие техники можно применить, – рассказывает кондитер Инна Питерова. – Ваня был очень удивлен, спрашивал: разве так можно? Когда начали работать, он признавался, что не ожидал таких эффектов от, например, взаимодействия холодных и горячих продуктов, от химических реакций.
МНЕНИЕ:
– Единственное, чего не нужно здесь искать, это символизм. Тут есть совсем новые формы, если бы они были в металле, я бы с удовольствием их купил. Здесь Иван превзошел сам себя,
– «Король Паштет» – это действительно лучшая за последнее время работа Ивана. Во-первых, выставка авангардная, она выходит в какое-то новое поле и делает это очень круто. Во-вторых, она дружелюбная к людям, красивая, вкусная, уютная. Железные скульптуры Ванины уже поднадоели, а здесь он выходит в новый материал. А когда попробуешь, никаких разночтений не останется. В крайнем случае всегда можно будет сказать: «Говядина на выставке особенно удалась, а вот торт не очень»,
Справка РИА «Воронеж»
Иван Горшков родился в 1986 году в Воронеже. Окончил художественное отделение Воронежского государственного педагогического университета. Соучредитель Воронежского центра современного искусства (ВЦСИ). Автор и участник групповых и персональных выставок в России (Воронеж, Москва, Екатеринбург, Красноярск) и за рубежом (Вена, Будапешт, Париж, Лейпциг). На сегодня Иван Горшков считается одним из самых перспективных воронежских художников, входит в ТОП-50 общероссийского рейтинга молодых художников.