Специалисты проектного института «Воронежпроект» (ВПИ) представили горожанам проект планировки центральной части Воронежа на публичных слушаниях в Доме архитектора во вторник, 14 апреля. Документ задает вектор развития застройки в центре города: регулирует максимальные параметры этажности зданий, охранные зоны архитектурных памятников и учитывает расширение дорожной сети. Однако большинство участников слушаний не заинтересовались масштабными планами – в зоне их внимания оказались локальные вопросы по конкретным домам и объектам.

Метро, эскалаторы и транспортное полукольцо

Проект планировки центра Воронежа заказала воронежская мэрия. Документ рассчитан на ближайшую перспективу – реализацию в течение пяти-семи лет.

По словам начальника отдела реализации генплана ВПИ Галины Котенко, концепция развития территории охватывает участок площадью 613 га, ограниченный улицами 20 Лет Октября, Кольцовской, проспектом Революции, улицами Степана Разина, Софьи Перовской и Выборгской. Эта территория характеризуется различающейся по стилю и времени застройкой и значительным сохранением исторически сложившейся планировки.

– Свободного места для строительства в центральной части города практически не осталось, хотя инвестиционная привлекательность территории только растет,
Галина Котенко

начальник отдела реализации генплана ВПИ.

По заданию заказчиков проектировщики сконцентрировались на трех основных задачах: развитие городской улично-дорожной сети, определение «красных линий» (границ, отделяющих территорию застройки от улиц) и предельных параметров застройки (в частности, ограничений по этажности зданий).

Авторы проекта представили планы по каждому из направлений. Существенные изменения разработчики наметили в транспортной части:

– перспективное расширение Петровской набережной до шести полос на участке между Чернавским и ВОГРЭСовским мостами;

– реконструкция улицы Станкевича (с вертикальной планировкой прилегающих участков);

– создание «дублера» улицы 20 Лет Октября, транспортной артерии Ленинского района, – эту функцию возьмет на себя дорога, которую планируется проложить от улицы Красноармейской до улицы Веры Фигнер;

– расширение проезжих частей по улицам Чернышевского, Веры Фигнер, Пятницкого и 20 Лет ВЛКСМ.

004.jpg

В целом «транспортная» часть проекта ориентируется на разгрузку центра Воронежа от засилья автомобилей. Авторы проекта хотят создать полукольцевую трассу вокруг центральной части города – эта магистраль пройдет по улицам Урицкого, проспекту Труда, Машиностроителей, Космонавтов, Колесниченко и Чапаева. Решить проблему наплыва автомобилей призвана и идея создания сети перехватывающих парковок на подъездах к центру Воронежа. В этом случае приоритет в движении по центру предлагается отдать пассажирскому транспорту.

По словам Галины Котенко, разработчики учли и перспективное строительство метрополитена в городе. Однако представитель ВПИ подчеркнула, что в сложившейся экономической ситуации появление метро в Воронеже в ближайшие несколько лет вряд ли возможно.

Проектировщики предложили установить эскалаторы для пешеходов на крутых склонах, например, на улице Володарского. Другой ключевой момент – создание парковок. Всего в документе прописана организация 9330 машино-мест – они расположатся на многоуровневых, подземных и надземных паркингах.

Высотное доминирование

Однако большинство вопросов участников слушаний вызвали параметры застройки – многих интересовало, как создатели проекта ограничат этажность зданий. Галина Котенко пояснила, что параметры по высоте зданий прописаны для каждого из 182 кварталов на проектируемой территории.

– В проекте предусмотрено сохранение существующих и создание новых высотных акцентов. После Великой Отечественной войны самыми высокими зданиями были башня ЮВЖД и Покровский собор, а основная часть зданий имела высоту от пяти до девяти этажей. Но в документе учтен 51 объект высокой этажности, строительство которых уже началось. Речь идет о зданиях высотой от 11 до 24 этажей – они будут оказывать существенное влияние на пространственную структуру застройки, – отметила представитель проектировщиков.

В качестве перспективных «доминант» авторы документа предложили строительство 30-этажной высотки на территории главного корпуса ВГУ, надстройку к зданию облправительства (высота – 25 этажей) и строительство 17-этажного здания Mariott на проспекте Революции.

– Все эти объекты расположены вдоль транспортной оси улица Кирова-проспект Революции. Вместе с главным корпусом ВГУ они сформируют панорамный вид правобережной части центра со стороны водохранилища, – пояснила Галина Котенко.

Упоминание «проблемного» объекта – строительство гостиницы Mariott вблизи ЦУМа – вызвало массу негативных откликов участников обсуждения. Выступающие заявляли, что новые высотки «изуродуют» центр города – в частности, много нареканий вызвали проекты реновации типографии «Коммуна» и строительство многоэтажек на улице Платонова.

– К двухэтажке, в которой останавливался Толстой, собираются пристроить 17-этажного «монстра». И это развитие?! – возмутилась одна из женщин.

«Это попытка узаконить беспредел»

Отдельную дискуссию вызвал вопрос охраны объектов культурного наследия – в границах проектируемой территории расположено 189 подобных зданий. По мнению общественников, после принятия документа зоны охраны памятников могут быть урезаны, а сами объекты потеряны. Чтобы усилить эффект своей критики, активисты провели перед началом слушаний флэшмоб «Крик». Акция должна была привлечь внимание СМИ и властей к проблеме точечной застройки центра.

– Это попытка узаконить сложившийся беспредел – «точечное» строительство, уродующие центр высотки. Какие-то каменные джунгли, а не город, – заявил один из выступавших.

Однако Галина Котенко пояснила, что проект даст возможность регулировать дальнейшую застройку центральной части.

– Мы предлагаем создать правовую базу, чтобы застройщики не могли поставить одну высотку посреди квартала. Чтобы получить разрешение на строительство, инвестор должен будет представить проект реконструкции целого квартала – причем ему придется сначала согласовать проект с экспертами, а потом убедить в необходимости своего предложения горожан. Пока такого механизма нет – за последние 45 лет ни один из разработанных для этой территории проектов не был утвержден, – подчеркнула представитель ВПИ.

Получил ли одобрение новый проект планировки центральной части города, пока неизвестно. Во время публичных слушаний никакого решения озвучено не было. Заключение о результатах слушаний обещают разместить на официальном сайте мэрии в ближайшее время.

Контекст

Представленный общественности проект получил одобрение регионального градостроительного совета в начале марта.

Корректировки в генплан Воронежа, касающиеся исторической части города, мэрия планировала подготовить к 25 декабря 2013 года, однако принятие изменений затянулось более чем на год – не были определены охранные зоны памятников. В ноябре 2013 года руководитель управления главного архитектора Воронежа Антон Шевелев пояснял, что «историческая» зона охватывает 580 га и ограничена улицами 20 Лет Октября, Кольцовской, Степана Разина, Софьи Перовской и набережной Массалитинова. Изменения в генплан депутаты гордумы согласовали в конце декабря 2014 года.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».