Выпускники мастер-класса по сторителлингу московского режиссера Елены Новиковой поставили собственные мини-спектакли в последний день занятий в среду, 5 ноября. Уроки руководителя «Мастерской сторителлинга» при столичном Центре имени Мейерхольда прошли в рамках фестиваля «Большая перемена». В течение четырех дней воронежские школьники, руководители театральных кружков и преподаватели вузов учились искусству интересно рассказывать истории.
По словам Елены Новиковой, сторителлинг отличается от классического театра активным вовлечением аудитории в создание спектакля. Режиссер уверена, что сторителлинг нужен всем, даже родителям, чтобы рассказывать сказки своим детям. Она подчеркнула, что сторителлинг учит, в первую очередь, основным инструментам структурирования историй, контакта с аудиторией.
– В сторителлинге для усиления посыла истории изначально закладывается взаимодействие с аудиторией. Здесь нет «четвертой стены» между публикой и актерами, как в театре. Я никогда не видела спектаклей, где были бы «заделы» в тексте для общения с публикой, чтобы ею как-то манипулировать. В крайнем случае, актеры смотрят в зал, спрашивают о чем-то, но не ждут ответа, потому что ответ разрушит ткань спектакля. А в сторителлинге зрители – это наша труппа, наши декорации. Они играют в моей истории изначально, я знаю, что кого-то я буду выдергивать, использовать, – пояснила режиссер.
Елена Новикова рассказала, что для создания истории в жанре сторителлинг на нее необходимо наложить схему «Было однажды – вдруг что-то случилось – последовало изменение». Для автора важно переключаться между тремя ипостасями: личностью самого актера, рассказчиком истории и ее героем, произносить реплики от лица всех трех этих людей. Но самое главное в сторителлинге – опираться на собственный опыт.
– Это должна быть история о вашем личном опыте, который вы пережили. Не чужие истории и мысли, которые вы пересказываете. История о себе – это портал к доверию зрителей. Даже рассказывая известную сказку со всем знакомым сюжетом, нужно найти в ней точку соприкосновения с вашими личными переживаниями. И не кривляться, а сухо рассказывать самое важное, картинки, которые возникают у вас в голове, – объяснила Елена Новикова.
Воронежцев она учила искусству создавать спонтанные рассказы, которые были бы интересны зрителям.
– Мы рассуждали, что такое история, как она рождается. Искали, где у истории кульминация. Учились вынимать из своей головы спонтанные мысли: отключая мозг, говорить все, что приходит в голову. Шутить, шалить, хулиганить. Так истории добавлялся юмор. И, наконец, мы учились общаться с публикой, – рассказала Елена Новикова.
В финальный день мастер-класса его участники рассказали публике истории о боявшемся растаять снеговике, о принцессе, хотевшей покончить с собой из-за несчастной любви, и волшебном зеркале, которое запоминало самые счастливые моменты. Как и требует новый для России жанр, рассказчики активно общались со зрителями.
Участница мастер-класса, доцент кафедры рекламы и дизайна факультета журналистики ВГУ Ануш Давтян, уже использовала полученные на мастер-классе навыки на занятиях со студентами.
– Я дала им задание: рекламируемый товар должен был быть героем истории и должен был пройти эти стадии «Однажды – вдруг – изменение». Пока студенты сочиняли свои истории, я тоже придумала свою. Такой интерактив был ценен и для них, и для меня.
Помог новый опыт и самым юным ученикам Елены Новиковой.
– Это совсем не то, что мы делаем в театральной студии. Такой спектакль там мы могли бы ставить целый год, а здесь быстро и без лишних костюмов и декораций сделали сразу много разных. Я теперь гораздо интереснее буду рассказывать истории своим одноклассникам, – призналась корреспонденту РИА «Воронеж» пятиклассница Соня Проскурякова.
По словам Елены Новиковой, сторителлинг отличается от классического театра активным вовлечением аудитории в создание спектакля. Режиссер уверена, что сторителлинг нужен всем, даже родителям, чтобы рассказывать сказки своим детям. Она подчеркнула, что сторителлинг учит, в первую очередь, основным инструментам структурирования историй, контакта с аудиторией.
– В сторителлинге для усиления посыла истории изначально закладывается взаимодействие с аудиторией. Здесь нет «четвертой стены» между публикой и актерами, как в театре. Я никогда не видела спектаклей, где были бы «заделы» в тексте для общения с публикой, чтобы ею как-то манипулировать. В крайнем случае, актеры смотрят в зал, спрашивают о чем-то, но не ждут ответа, потому что ответ разрушит ткань спектакля. А в сторителлинге зрители – это наша труппа, наши декорации. Они играют в моей истории изначально, я знаю, что кого-то я буду выдергивать, использовать, – пояснила режиссер.
Елена Новикова рассказала, что для создания истории в жанре сторителлинг на нее необходимо наложить схему «Было однажды – вдруг что-то случилось – последовало изменение». Для автора важно переключаться между тремя ипостасями: личностью самого актера, рассказчиком истории и ее героем, произносить реплики от лица всех трех этих людей. Но самое главное в сторителлинге – опираться на собственный опыт.
– Это должна быть история о вашем личном опыте, который вы пережили. Не чужие истории и мысли, которые вы пересказываете. История о себе – это портал к доверию зрителей. Даже рассказывая известную сказку со всем знакомым сюжетом, нужно найти в ней точку соприкосновения с вашими личными переживаниями. И не кривляться, а сухо рассказывать самое важное, картинки, которые возникают у вас в голове, – объяснила Елена Новикова.
Воронежцев она учила искусству создавать спонтанные рассказы, которые были бы интересны зрителям.
– Мы рассуждали, что такое история, как она рождается. Искали, где у истории кульминация. Учились вынимать из своей головы спонтанные мысли: отключая мозг, говорить все, что приходит в голову. Шутить, шалить, хулиганить. Так истории добавлялся юмор. И, наконец, мы учились общаться с публикой, – рассказала Елена Новикова.
В финальный день мастер-класса его участники рассказали публике истории о боявшемся растаять снеговике, о принцессе, хотевшей покончить с собой из-за несчастной любви, и волшебном зеркале, которое запоминало самые счастливые моменты. Как и требует новый для России жанр, рассказчики активно общались со зрителями.
Участница мастер-класса, доцент кафедры рекламы и дизайна факультета журналистики ВГУ Ануш Давтян, уже использовала полученные на мастер-классе навыки на занятиях со студентами.
– Я дала им задание: рекламируемый товар должен был быть героем истории и должен был пройти эти стадии «Однажды – вдруг – изменение». Пока студенты сочиняли свои истории, я тоже придумала свою. Такой интерактив был ценен и для них, и для меня.
Помог новый опыт и самым юным ученикам Елены Новиковой.
– Это совсем не то, что мы делаем в театральной студии. Такой спектакль там мы могли бы ставить целый год, а здесь быстро и без лишних костюмов и декораций сделали сразу много разных. Я теперь гораздо интереснее буду рассказывать истории своим одноклассникам, – призналась корреспонденту РИА «Воронеж» пятиклассница Соня Проскурякова.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter