27 ноября 2021

суббота, 16:53

$

75.59

84.95

Воронежцы ощутили запахи, брызги и прикосновения театра

, Воронеж, текст — , фото — предоставлено Московским театром кукол
  • 3635
Воронежцы ощутили запахи, брызги и прикосновения театра Воронежцы ощутили запахи, брызги и прикосновения театра
Московский театр кукол сыграл на Платоновфесте спектакль для незрячих.

Вчера, 7 июня, Московский театр кукол представил воронежцам спектакль «Майская ночь». Постановка, показанная москвичами в рамках экспериментальной части театральной программы Платоновского фестиваля, создана для незрячих людей. Звуки, тактильные ощущения и запахи в постановке оказываются едва ли не важнее, чем мимика и пластика актеров.

Во время спектакля восемь зрителей посадили на сцене. Четыре воспитанника воронежского интерната для слепых и слабовидящих детей и четверо зрячих людей провели там всю постановку в специальных подвижных креслах. Чтобы уравнять восприятие, каждому из них актеры надели повязку на глаза. При этом публика в зале была вправе выбирать – остаться зрячим или надеть повязку, чтобы сконцентрироваться на звуках и запахах.

Литовский режиссер Каролина Жерните вместе с актерами создала уникальную постановку, которая одинаково сильно воздействует как на зрячих, так и на слепых людей. Артистам удалось построить на сцене многомерный образ украинской ночи. Так, во время сцены пира хозяйка хаты попросила зрителей помочь ей слепить пирожки и дала им в руки тесто. А чтобы лишенный возможности видеть зритель ощутил на своей руке кошачью лапу, актер прикоснулся к нему пушистой варежкой.

Особенно хорошо проработана сцена свидания гоголевских героев на берегу реки. Актеры создают дуновения ветра отрезами ткани, обломками веток – шуршание листвы, брызганием водой из ведер – плеск на берегу реки. Героиня дает зрителю в руки камень, а потом делает вид, что кидает его – один из артистов с тазом воды в руках имитирует удар камня о водную гладь.

- Мы около двух недель проходили тренинги, чтобы лучше понять, как себя ощущает незрячий человек. Первую сцену ставили неделю – мы привыкали к совершенно новому подходу, ведь в таком спектакле движение и звучание должны быть выверены до мелочей. Искали способы имитации звуков – все решали в итоге нюансы, - вспоминала Наталья Мирная, ставившая в «Майской ночи» пластику. - Особенно яростно мы экспериментировали при озвучке момента, когда панночка бросается в воду с высокого берега. Мы вытащили в фойе театра разные ведра, тазы и плескались в поиске реалистичного звука. В итоге в спектакле мы резко бьем по воде кружкой, перевернутой вверх дном, и переворачиваем, чтобы выходящий воздух издал бульканье.

Готовясь к спектаклю, артисты театра долгое время сами ходили с завязанными глазами.

- Впервые надев повязку, я проходил в ней около часа. А потом снял ее и заплакал. Это был катарсис. Мне не хотелось оттуда возвращаться. Там как-то все совсем по-другому. Поверьте, все остальные чувства обостряются, слепые видят едва ли не больше нас, - рассказал актер Московского театра кукол Евгений Ильин.

Артисты театра кукол признали, что после работы над «Майской ночью» стали смотреть на мир совсем иначе.

- В этом спектакле нельзя выйти и привычно сыграть на обычный зал, нельзя и думать о том, чтобы выехать на каких-то актерских штампах, красивых позах. Незрячий человек сразу почувствует фальшь, все должно идти изнутри, - призналась Наталья Мирная.

Попавшие в эпицентр действа воспитанники воронежского интерната для слабовидящих детей были потрясены.

- Передо мной действительно открылся новый мир. Что очень ценно, я узнала эмоции, которые в обычной жизни становятся затертыми. Здесь совсем иное насыщение чувствами. Обычный театр – это стакан воды. Выпил – и хорошо, и ладно. А здесь есть вкус насыщенного напитка, - рассказала после спектакля Наталья, одна из незрячих девушек, оказавшихся на сцене.

Свое мнение о спектакле высказали профессиональные актеры, присутствующие на постановке в качестве зрителей. «Майскую ночь» высоко оценила актриса Камерного театра Екатерина Савченко.

- Это замечательный спектакль, который дает полный эффект погружения. Хотелось, чтобы на меня попадало еще больше волн, было еще больше прикосновений героев – это захватывает. Часто артисты выходят на сцену, чтобы полюбоваться собой. Здесь все иначе, я ощутила полную самоотдачу ради полноты ощущений публики. Хотелось бы теперь посмотреть со стороны, как именно артистам удалось достичь этого эффекта, - поделилась впечатлениями Екатерина Савченко. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: