Активисты движения «Дорожный контроль» собираются ночью. По их словам, в это время суток правила дорожного движения почти не действуют – мало кто может устоять перед соблазном «положить стрелку» спидометра на пустынных улицах. Причем самые «жаркие» часы – с 4 до 6 утра, когда люди едут домой из клубов. Мы встречаемся с парнями у главного корпуса ВГУ. Здесь субботней ночью шумно – на капотах стоящих у обочин машин красуются баклажки с пивом, громко играет музыка. На круг возле университета периодически выезжают подвыпившие водители, показывают мастерство «дрифтинга». «Вот с такими ребятами мы и боремся», – говорят активисты под визг колес.
Вадим Серов и Олег Владимиров своими профессиями не имеют к дорожной сфере никакого отношения. Один работает в сети, торгующей обоями, другой занимается бизнесом.
– Недовольство происходящим на наших дорогах росло давно. А однажды, когда меня остановил инспектор ДПС, я ощутил сильное волнение. Потом я понял почему: я не знал, как себя вести. Я не знал ни о своих правах, ни об обязанностях полицейского. Я стал читать Конституцию, закон «о полиции», нормативно-правовые акты, связанные с дорожным движением. Я понял, что, зная законы, человек увереннее стоит на ногах. Тогда и решил создать «Дорожный контроль», – рассказывает Вадим.
Механизм борьбы с нарушителями прост: засняв на видеорегистратор нарушение правил, любой гражданин может написать заявление на сайте ГИБДД, прикрепить к нему ссылку на видеохостинг с роликом и ждать ответа. Активисты свидетельствуют: ответ на обращение приходит всегда. А если на видео зафиксирован номер нарушителя, то штрафа ему точно не избежать. Полицейские обязаны сообщить о результате обращения.
– Воспитание рублем действенно. Проехал на красный – расстанешься с тысячей, проскочил еще раз – заплатишь пять тысяч или лишишься прав. А когда про нас говорят «стукачи», мы смеемся. Если вы случайно заснимете, как пьяный лихач сбил человека, вы не поможете посадить негодяя? А если вашего родственника собьют – не обратитесь за помощью в полицию? Мы должны научиться жить не по «понятиям», а по закону. Все больше людей приходит к пониманию этого. Нас даже жены поддерживают, не «пилят», что нас ночами дома нет,
Если нарушения правил нет, но водитель ведет себя странно, парни подходят к нему поговорить.
– В ночь с пятницы на субботу мы увидели машину, криво припаркованную в полутора метрах от бордюра. Подходим – а за рулем сидит пьяный мужик. Мы вызвали инспекторов, – рассказывают активисты «Дорожного контроля».
Первый «клиент» попадается довольно быстро. Виляющая «девятка» не сразу останавливается по требованию инспекторов, а заезжает во двор. Водитель пытается выскочить из машины и уйти, но не получается – полицейские тут как тут. Активисты готовы выступить в качестве понятых.
– Мы одобряем такую помощь. Понятых часто трудно найти. Да и за видеоролики спасибо – за всеми уследить трудно, – говорят гаишники.
– На самом деле мы не помощники полицейских. Нас часто воспринимают однобоко: одни считают, что мы против водителей, другие – что мы против гаишников. На самом деле мы не против, а «за» – за выполнение правил дорожного движения, – объясняет Серов. – Увидим нарушения со стороны полицейского – напишем заявление и на него. Однажды инспектор, который в разговоре со мной отказался представиться, получил дисциплинарное взыскание.
Буквально тут же перед нашей машиной патрульный «уазик» выезжает на встречную полосу. Мы ускоряемся и фарами подсвечиваем номер полицейского автомобиля – видеорегистратор фиксирует нарушение.
Чуть позже на проспекте Революции видим молодых парней, ругающихся с гаишниками. Вадим подходит разобраться. После нескольких минут разговора конфликт улажен.
– Инспекторы остановили ребят без всяких оснований, те сразу стали хамить. Так что обе стороны хороши. Что поражает – гаишники требовали прекратить снимать разговор на видеорегистратор. Они не имеют права этого запрещать! – говорит Серов.
По словам активистов, все проблемы идут от незнания законодательства.
– Мало кто знает, что инспектор не имеет права требовать от водителя выйти из машины. Он может лишь попросить. Если я действительно нарушил – пусть оформляют протокол, я подпишу, сидя в своей машине. Но никто не понимает, что любое действие инспектора регламентировано. Буквально каждое слово. Тормозя водителя, они должны представиться, а потом четко объяснить причину и цель остановки. Сама по себе остановка автомобиля – это мера государственного принуждения, это в законе прописано. Только гаишники этого не понимают. Я когда это словосочетание при инспекторах произношу, они теряются. Потому что не читали законов, – сетует Вадим.
– Разве можно добиться соблюдения законов в одной конкретной сфере, если во всем обществе с этим беда? – спрашиваю активистов.
– Так мы показываем пример всем - если вы граждане, то соблюдайте законы, помогайте наказывать преступников. Пускай в стране появляются движения, контролирующие деятельность чиновников, врачей, работников ЖКХ. Пусть люди не ленятся отстаивать свои права в суде. В школе собирают на ремонт – пишите в прокуратуру, управляющая компания обсчитывает – боритесь с этим. Мы не стараемся привлечь в «Дорожный контроль» больше людей. Нас – 5-6 человек, регулярно выезжающих в рейд, и этого достаточно! Просто хотим, чтобы люди по пути на работу включали видеорегистраторы и не стеснялись отправить обращение в ГИБДД. Только так можно заставить людей уважать закон, – отвечает Серов.