Воронежцы надеются на общественные слушания по дизайн-регламенту города и опасаются, что власти не учтут потребности бизнеса при внедрении документа. В ожидании реализации пилотного проекта дизайн-регламента в районе Кольцовского сквера, мы опросили воронежских бизнесменов, общественников и путешественников, чтобы узнать их мнение о предстоящих изменениях.

Оксана Знова, владелица магазинов Znova Home:

– Вообще сама идея регламента отличная, лишь бы она не вылилась, как это часто бывает, просто в еще один сбор денег.
Готова ли я менять фасад? На Плехановской – не готова, дизайн я заказывала у грамотного профессионала и искренне считаю, что фасад дома мой магазин только облагораживает и отвлекает от огрехов в его ремонте. Что касается магазина на Кольцовской, я только рада буду, если обяжут поменять оформление.
Я считаю, что обязательства по приведению в надлежащий вид здания соответственно дизайн-регламенту должны лежать на собственниках помещения, остальное – предмет договоренностей арендатора и собственника. Вывеску же должен делать арендатор.
Нужен ли бизнесу этот проект? Бизнесу может и не нужен, а городу и людям – нужен.
Остается вопрос, как реализовать. Потому что есть такие убогие здания, что приводить их в порядок за счет арендатора, который непонятно на какой срок пришел, будет неверно. И как решается вопрос с брендбуком и фирменным стилем магазина, если он есть?
Я думаю, что надо начать с новых проектов, где нет арендаторов, а также крупных проектов, находящихся в пользовании собственника. Мне жаль арендаторов, которые недавно открылись, потратились, не заложили сумму на такую вот реконструкцию, а придется, кроме неслабой аренды – а на центральных улицах она приличная, – еще и такую нагрузку нести. Тем более сейчас, в обстановке неизвестности. Малый бизнес вообще не защищен, а тут новости.
У меня одно помещение в собственности, второе в аренде, могу совершенно ответственно заявлять, что обязанность по приведению в надлежащий вид фасада должна лежать на собственнике. Иначе отказывать в праве использования помещения по назначению.
Идеально было бы создать комитет, куда бы входили представители и предпринимателей, и эстетической элиты города (дизайнеры, архитекторы), и администрации. Иначе будут, как у нас говорят, «перекосы на местах».

Любовь Сотникова, директор кондитерской Mon Baton:

– Мы читали регламент и знаем, что в нем есть рекомендация сделать «режимник» на стене Mon Baton меньше. У нас пока не было никаких пожеланий по замене, входная группа у нас утверждена, но если пожелания от архитектуры появятся, то поменяем без проблем. Это обычный рабочий процесс. И вообще не проблема. А вообще мы не против регламента, мы за то, чтобы создать общую красивую картинку города, и поддерживаем этот проект.



Игорь Титов, общественник, лидер движения «ВелоВоронеж»:

– Наконец-то будет искоренен визуальный мусор. Сити-код – глобальный прорыв. В других городах России, за исключением Москвы и Питера, я не видел, чтобы были приведены в порядок вывески, чтобы они не перекрывали собой архитектуру. Если Воронеж это сделает одним из первых региональных городов, он выйдет на новый уровень развития, а по ощущениям приблизится к развитым городам мира. И бизнес от этого выиграет однозначно. Прилив поднимает все лодки. Красивые улицы привлекут больше людей, а значит – будет больше потенциальных покупателей.


Роман Рeвин, графический дизайнер, предприниматель:

– Поддерживаю предложения этого регламента как дизайнер и горожанин - в нем учтен лучший опыт других городов, к тому же над ним работали люди с очевидным художественным вкусом, что в таком деле, как всякого рода регламенты, приятно удивляет. Но как предприниматель отношусь настороженно (у нас с партнером есть торговая точка на одной из центральных улиц, попадающих в зону строгой регламентации). Те, кого обяжут переделывать свои входные группы под эти требования, зачастую вложили в их оформление миллион рублей, а то и больше. Пространства для маневра в регламенте почти не оставлено, почти все не пройдут экзамен. Значит, почти все обязаны будут потратиться на переделки своих фасадов в условиях, когда многие предприниматели и без того в тяжелом положении - надо платить зарплаты, аренду, а покупателей все меньше и меньше. Время для подобных инициатив не лучшее, однако если обозначить приемлемые сроки и жестко контролировать, чтобы правила были одинаковы для всех, то постепенно большинство найдет возможность один раз вложиться в это, обстановка устаканится, и на улицах перестанут конкурировать тем, у кого на вывеске желтый желтее, а красный краснее. Наверняка это сделает город лучше, только совсем не сразу. Мы увидим обшарпанные фасады старого фонда и унылую кладку хрущевок, которые раньше были скрыты от глаз художествами последних двух десятков лет. Параллельно обращая большее внимание на то, что у нас строят и в каком состоянии содержат.

Сергей Баловин, художник, путешественник:

– Здорово, что это началось. Этого очень не хватало нашей стране и Воронежу, в частности. Я много путешествую и при всей любви к России, готов признать, что еще не видел страны с большим засилием безвкусицы. Даже в азиатских странах, пестрящих рекламой, вывески смотрятся более органично. Надеюсь, что над внедрением дизайн-регламента будут работать профессионалы и сделают это грамотно.

В центре Воронежа еще сохранились исторические архитектурные шедевры. Эти здания достойны того, чтобы их очистили от визуального мусора.

Я сам когда-то занимался дизайном и хорошо знаком с таким выражением: «хочу, чтобы в глаза бросалось». Российские предприниматели очень любят эту опцию: «чтобы в глаза бросалось». Я каждый раз упорно отговаривал своих клиентов от таких решений. Это слишком агрессивно по отношению к человеку: выглянешь в окно, а в твои глаза уже что-то бросается. Выходишь на улицу — снова бросается. Заходишь в маршрутку, а там тебя еще «золотыми куполами» и «владимирским централом» по ушам... Оттого люди и ходят такие грустные.

Стас Литвинов, владелец хостела «Крыша»:

– В целом я только за такой документ, но пока регламент сыроват. Есть как расхождения с некоторыми действующими законодательными актами, так и нецелесообразные рекомендации – например, предложение оставлять свет включенным после закрытия.
Насколько я понял, когда он разрабатывался, с предпринимателями поговорить забыли. Должен быть конструктивный диалог всех заинтересованных сторон: дизайнеров, чиновников и бизнеса. Давайте еще не забудем о собственниках зданий, которые так же несут ответственность за фасады и прилегающую территорию.
Очень не хочется, чтобы получилось «Хотели по-хорошему, а получилось как всегда». Но, чувствую, велика вероятность ситуации «Вы же бизнесмены, значит, деньги есть. Вот и сделайте нам фасад быстренько, как по регламенту положено».

Контекст

Дизайн-регламент Воронежа, разработанный столичной командой, представили воронежским властям в начале декабря. Документ, разработанный под руководством создателя журнала «Афиша» и института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Ильи Осколкова-Ценципера, включает набор рекомендаций и правил для улучшения внешнего облика Воронежа.  Правила предполагают упорядочение городской среды и избавление от визуальной загрязненности. Он описывает только информационные конструкции – входные группы, вывески, таблички, витрины, – но не распространяется на рекламные щиты, остановки общественного транспорта или элементы городской навигации.

Первые результаты работы по дизайн-регламенту Воронежа должны появиться в мае. Пробной площадкой станет улица Плехановская и дома вокруг Кольцовского сквера.

В частности, согласно документу, в зоне строгой регламентации (то есть на центральных улицах города)

– запрещено возведение новых входных конструкций (вход в помещение должен быть организован за счет внутреннего пространства), уже имеющиеся входные конструкции могут быть демонтированы, если не учитывают архитектурный облик здания.

– предпочтительны вывески из отдельных букв и знаков; вывески не должны перекрывать архитектурные детали

– высота вывески не должна превышать 0,5 метра для зоны строгой регламентации 5 и 1 м для зоны общей регламентации. Вывески могут быть только горизонтальными. Вертикальный набор букв запрещен.

– не допускается размещение вывесок друг над другом.

– недопустимы глухие витрины — витрины, целиком оклеенные пленкой. Не рекомендуется также закрывать их шторами или жалюзи.

– рекомендуется совсем отказаться от использования глухих рольставней на первых линиях всех улиц строгой зоны регламентации.. Вместо них следует применять неглухие роллерные решетки и оставлять освещение витрины включенным на ночь.

– Запрещается окраска рольставней и роллерных решеток в яркие цвета. Для роллерных решеток предпочтителен цвет некрашеного металла или цвет фасада здания.

– на исторических зданиях, построенных до 1920 г., рекомендуется использовать шрифты с засечками (антиквы). Исключения из этого правила могут быть сделаны, если на это есть исторические причины, и должны рассматриваться в индивидуальном порядке.

Авторы дизайн-регламента Воронежа учитывали опыт Москвы, Петербурга, Милана, Казани, Сиднея, Нью-Йорка, Лондона. По мнению разработчиков, введение правил помогает сохранить исторический облик городских центров. Однако в основу воронежского документа они внесли специфику и современную архитектурную политику областного центра. 

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter