12 июня на территории троллейбусного парка на Космонавтов, 27, развернулся праздник. День России «Воронежпассажиртранс» решил отметить установкой на территории троллейбусного депо памятника троллейбусу модели ЗиУ-5. Именно такие троллейбусы разъезжали по Воронежу с 1965 до 1985 год. Тогда на долю электротранспорта – троллейбусов и трамваев – приходилось 45% пассажирских перевозок. Сегодня эта цифра уменьшилась более чем в 10 раз - до 4%.
Первым в Воронежском троллейбусном парке появился троллейбус МТБ-82, а на смену ему пришел ЗиУ-5, на долгие годы обосновавшийся в городе. Памятник, в котором можно посидеть и даже покрутить руль, должен напомнить воронежцам о временах, когда электротранспорт был основным в городе. Тогда профессия водителя троллейбуса была престижной, хотя и тяжелой.
- В первую смену вставали в 4 утра, а с третьей смены возвращались в 2 часа ночи, – рассказал ветеран труда, водитель троллейбуса с 44-летним стажем Николай Авдеев. – Работа была тяжелая, ответственная. Но очень престижная. Водителей тогда уважали. И государство льготы разные предоставляло, даже квартиры давали.
На груди Николая Алексеевича почетный знак - «300 000 км без аварий». Его он получил в далеком 1976 году. Вся жизнь Николая Авдеева связана с троллейбусным парком. Он начал работать здесь сразу после армии, в 1964 году, слесарем. Потом его направили учиться на водителя, кем он и проработал вплоть до 2008 года. Потом стал начальником электроцеха, а выйдя на пенсию, остался дворником все в том же троллейбусном парке. Из тех, кто начинал работать здесь в далекие 60-е, Николай Алексеевич последний.
На праздник по случаю открытия памятника троллейбусу собрались многие, кто когда-то работал в троллейбусном парке. Евдокия Губкова была водителем троллейбуса 27 лет – с 1975 до 2002 года. Ушла, по собственному признанию, не на пенсию, а из-за кризиса: зарплату не давали, запчастей не было.
- Если бы не кризис, я бы эту работу ни на что не променяла, - рассказала Евдокия Петровна. – Я так любила троллейбус! Сижу в кабине одна, сама принимаю решения. Кроме того, выезжаю утром рано, солнышко встает, город чистенький, просто петь хочется! А сколько с людьми общаешься: кому подсказать, где выйти, кому – куда доехать. Да и люди все разные, это сейчас все на собственных машинах, а тогда с нами и врачи, и учителя, и судьи ездили. Иногда такой интересный человек к кабине подойдет, поговоришь – как меду наешься!
Сегодня приток в профессию молодых не слишком велик, поэтому «Воронежпассажиртранс» наладил систему подготовки водителей через профессиональный лицей №7. Чтобы стать водителем, нужно быть не моложе 21 года, пройти теоретическое обучение, получить права. Всего это занимает полгода. Этим летом из лицея выпустится группа молодых водителей – 11 человек, среди которых есть и девушки, и юноши.
Для детей на празднике клоуны устроили викторины по истории воронежского троллейбуса. А взрослые поднимались в музей троллейбусного парка. На стенах небольшого музея десятки старых черно-белых фотографий. На них – и орденоносцы, и простые водители и кондукторы, и первые городские трамваи. Есть даже фотография троллейбуса «Орленок», сделанного из металлолома, который собрали воронежские пионеры в 1964 году.
В депо все желающие могли зайти в любой троллейбус, понажимать в нем на кнопочки и педали и покрутить руль. Дети от мала до велика забирались на водительское сиденье и хватались за баранку, а родители их фотографировали. Самые любопытные забирались даже под троллейбус – в депо машины стоят над специальными «траншеями», в которые механики спускаются, чтобы чинить дно троллейбуса.
- Нам такое нашествие не страшно, наоборот, приятно, - с улыбкой рассказал электрослесарь Иван Мерзликин. – Если что ребята вдруг сломают – починим. Лишь бы они сами не пострадали – а то лезут целой толпой под троллейбус и на вышку!
Посетительница праздника молодая мама Надежда призналась, что пришла специально, чтобы маленький Степан на троллейбус вблизи посмотрел.
- Он у меня очень любит всякие машины, - рассказала она. – Но одно дело на них смотреть в городе, когда они по улицам ездят, а другое – тут. И в троллейбусе Степа сразу начал во всем ковыряться, все нажимать и щупать. Только очень уж шумел от восторга.
Кстати, несмотря на то, что памятник троллейбусу ЗиУ-5 находится на территории троллейбусного парка, он всегда будет открыт для посетителей: воронежцы смогут в любое время подойти к нему и даже зайти внутрь.