В среду, 2 апреля, на фестивале MOLODOST' воронежцы увидели спектакль «9 месяцев // 40 недель» модного столичного Театра. doc. Пионеры жанра вербатим показали постановку, в основу которой легли истории беременных женщин. О роддомах и медсестрах, схватках и родах рассказывали со сцены мужчины.
- Идея спектакля о беременных родилась, когда моя жена ждала ребенка, – рассказал режиссер спектакля Алексей Куличков. – Когда мы оказались в роддоме, я увидел, как плохо относятся там к роженицам, какие там ужасные условия, хотя с детства нам внушают, что рождение детей – чудо. Тогда я понял, что нужно написать об этом, но изначально мы планировали сделать что-то про роддом.
Однако когда актеры начали интервьюировать беременных женщин, первая же произнесла фразу: «Если я не рожу от него ребенка, это будет преступлением против человечества».
- Тогда мы поняли, что это будет не история про врачей и роддома, а история того пути, который проходит женщина в течение 9 месяцев, – пояснил актер спектакля Сергей Шевченко.
Артисты рассказали, что текст со сцены должны были читать именно мужчины, чтобы доказать женщинам, что в этот трудный период они не одиноки, что беременность – это дело двоих. Несколько раз за время спектакля со сцены звучит эта мысль – будь то история о совместном стоянии в очереди к врачу или об изменившейся интимной жизни. В подтверждение этих слов Алексей Куличков признался, что, когда у его беременной жены началась изжога, у него она тоже началась.
- Мы знаем, что многие девушки приводят к нам на спектакль своих парней, чтобы те поняли, что они испытывают, – сказал Сергей Шевченко. – Мы, конечно, понимали, что у нас на спектакле больше будет женщин-зрителей, но мы никак не ожидали, что к нам будут приходить беременные. Перед началом мы всегда спрашиваем, есть ли в зале беременные. За все время существования спектакля был только один раз, когда никого не оказалось. И то, одна пара сказала, что они еще не знают.
В Воронеже на спектакль Театра.doc тоже пришли несколько женщин «в положении». Когда артисты со сцены спросили, есть ли среди зрителей беременные, в зале поднялись несколько рук.
Еще перед началом спектакля зрителей предупредили: будет громко. Истории собирательных образов беременных женщин, которые создатели спектакля условно назвали «первородящая», «старородящая», «залетевшая», «VIP-родящая», «суррогатная мать» и так далее, сопровождались на сцене музыкой, пением и выстрелами хлопушек. По сюжету, беременные женщины находятся в одном роддоме, а иногда и в одной палате. Они рассказывают друг другу «беременные» байки и анекдоты, делятся переживаниями, вместе учатся правильно дышать и тужиться.
В основу каждого образа легли реальные интервью, которые сами артисты брали у беременных женщин. Получившийся текст актеры почти не редактировали, убирали только физиологические подробности. Артисты признались, что не смогли избавиться только от одной темы – интимной жизни мужа и жены во время беременности. Дело в том, что даже врач перинатального центра, который консультировал создателей спектакля, говорил об этой теме как об одной из важнейших.
- Мы делали все это, чтобы мужчины смогли понять, каково женщинам, – пояснил Алексей Куличков. – Ну и выпендриться хотели, конечно. Хотя зал очень по-разному реагирует на отдельные шутки. Произнося какую-то фразу, я вижу, что прямо передо мной сидят две беременных, одна из которых плачет, а другая смеется.
Уже два месяца Театр.doc сотрудничает с московским фондом, который занимается «отказниками». Фонд отправляет женщин, решивших сделать аборт, на спектакль «9 месяцев // 40 недель». По словам продюсера спектакля Елены Рожковой, о результатах эксперимента им, к сожалению, неизвестно – врачебная тайна.
- Мы за то, чтобы женщины рожали, – сказал Алексей Куличков. – Но это должно быть осознанным решением. Нужно искать ответ на вопрос «Зачем?». У каждой он будет своим, но подойти к его поиску надо ответственно.
На спектакле столичного Театра.doc побывала Яна Кузина, молодая актриса Камерного театра, задействованная воронежской вербатим-постановке «День города». Яна поделилась своими ощущениями от спектакля:
- Было интересно посмотреть на работу актеров, которые сами брали интервью у своих «доноров». Мы в «Дне города» делали акцент исключительно на текст, с героями мы в большинстве своем не были знакомы либо знакомились уже после спектакля. Здесь же, как мне кажется, было больше погружения в конкретный образ не только через текст, но и через повадки человека, речь и так далее. Это напоминает упражнение-наблюдение, которым мы постоянно занимаемся в Академии. Нельзя сказать, какой из этих двух путей лучше или хуже, это просто разные подходы, и мне они оба нравятся. Но если с «Дня города» люди выходят наполненными какой-то грустью и тоской, то отсюда, мне кажется, какой-то легкостью и радостью. Этот спектакль мне показался очень счастливым. Но мне самой, если честно, стало еще более страшно перед всеми этими вещами, связанными с беременностью и рождением детей, которые ждут меня в будущем.