Воронежский театр юного зрителя открыл 56-й сезон новым спектаклем «Воскресение» по одноименному роману Льва Толстого в среду, 4 сентября. Драму для старшей аудитории на большой сцене поставил главный режиссер театра Вадим Кривошеев.
Инсценировку романа написал сам Вадим Кривошеев. В спектакле осталась лишь главная сюжетная линия – история Кати Масловой и Дмитрия Нехлюдова. По сюжету, князь Нехлюдов, выступая присяжным в суде, узнает в подсудимой девушку, которую соблазнил много лет назад. С тех пор ее жизнь пошла под откос: сначала Катя Маслова оказалась в публичном доме, потом – на скамье подсудимых по обвинению в краже и убийстве. Нехлюдов решает искупить свою вину и спасти девушку.
– Спектакль – это, конечно, не роман. Я зрителю не рекомендую, посмотрев спектакль, успокоиться и решить, что «Воскресение» можно не читать. Мы взяли только основу, ту мысль, которая, по-видимому, больше других мучила Льва Николаевича, а очень много философских мыслей было заложено в других сюжетных линиях, которые не вошли в спектакль, – объяснил Вадим Кривошеев. – Главным для нас была вечная тема осознания своей вины по отношению к другому человеку, проснувшейся совести. Мы не давим в спектакле на религию. Если в романе Толстого Нехлюдов движим религиозной идеей очищения, то мы больше сфокусировались на совести. Чтобы зритель задумался над тем, куда он свою совесть дел. При этом не назидая, потому что сама история достаточно трепетная. Сложно представить, как себя будет чувствовать человек, если узнает, что из-за него жизнь другого покатилась под откос.
Спектакль разворачивается в нескольких временных плоскостях, и первое отделение развивается нелинейно. Первой сценой зрители видят суд над обвиняемой Масловой, и только потом узнают ее предысторию. Неяркими красками и с минимумом сценического реквизита спектакль рисует пронзительную историю о человеческом падении: сначала совращение, затем несправедливое обвинение, суровое содержание в местах исполнения наказаний. А параллельно – метания Нехлюдова в попытках все исправить.
По словам Вадима Кривошеева? отчасти в постановке отразилась и сегодняшняя новостная повестка:
– Я живой человек, живу в государстве, в своей стране, которую люблю. Я понимаю, что сейчас народ движим определенными тенденциями и в меня они тоже попадают. Роман «Воскресение» я перечитывал как раз прошлым летом. Вообще тема вечная, я не могу сказать, что сейчас внимание к судебной системе как-то особенно приковано. Эта машина, которая может под себя подмять кого угодно, одинаково работала во все времена. Недавно мне на глаза попалась новость о женщине из США, которая просидела в тюрьме 35 лет за убийство, которого не совершала. И все то, что происходит сегодня в нашей стране, что обсуждает Facebook, мимо меня тоже не проходит, хотя не могу сказать, что это и стало поводом для обращения к этой теме. У меня другой интерес – просто перечитав роман, я понял, что герои мне близки по духу, я им сопереживаю. Они мне симпатичны и в своей пакости, и в своей чистоте, и я точно знаю, как артистам это объяснить и как воплотить на сцене.
Единственной декорацией стала черно-белая стена с окнами, установленная на крутящемся центре сцены. В зависимости от действия, она крутилась и становилась залом в дворянском доме, судом, квартирой адвоката, тюрьмой или каторгой. Такое сценическое решение придумала художник-постановщик Мария Наумова, для которой «Воскресение» стало уже восьмой работой в ТЮЗе.
Вадим Кривошеев отметил, что не взялся бы за постановку, если бы не был уверен, что в театре есть актеры, подходящие на главные роли. Артистов Екатерину Пухначеву и Олега Бондаря на роли Кати Масловой и Дмитрия Нехлюдова режиссер выбрал, когда только начал работать над инсценировкой романа.
Следующие показы премьерного спектакля запланированы на 25 сентября, 12 и 24 октября. Возрастное ограничение 16+.