Премьерные показы спектакля «Зайка и Бычок» состоялись в Воронежском государственном театре кукол имени Вольховского «Шут» в пятницу и субботу, 30 июня и 1 июля. В основу постановки легли стихотворения советской детской поэтессы Агнии Барто.
«Зайка и Бычок» стал пятым спектаклем театра кукол на «Малышкиной сцене» – камерном пространстве, рассчитанном на 24 самых маленьких зрителя. В получасовом представлении заняты три актера. Персонажами спектакля стали герои известных всем с детства стихотворений – зайка, которого бросила хозяйка, мишка, которому оторвали лапу, боявшийся упасть бычок, капитан с матросской шапкой и веревкой в руке и другие.
Художница Елена Белых создала для спектакля два вида кукол. Крупные тканевые марионетки бычка, зайчика и мишки сделаны как будто из детских распашонок и ползунков.
– Стилистика кукол для меня тесно связана с внутренней драматургией стихотворений Агнии Барто. Это как бы набор случайных вещей, потерянных, забытых когда-то, а потом найденных и получивших вторую жизнь, – рассказала Елена Белых.
По словам арт-директора театра Светланы Дремачевой, такая стилизация должна помочь детям включить фантазию.
– Мы хотели донести до ребят такую мысль: смотрите, лягушки могут быть из носков, а заячьи уши – из колготок. Чтобы они, может быть, дома попытались самостоятельно сделать что-то подобное, – отметила Светлана Дремачева.
Второй вид кукол в постановке – витражные марионетки. Обычно эти легкие тонкие фигурки используются в теневом театре – их подсвечивают со спины, а на экране спереди отражаются их тени. Но воронежские кукольники пошли дальше и сделали марионеток цветными. Если их подсветить сзади, изображение на экране становится похожим на создаваемый в прямом эфире мультфильм.
Музыку к спектаклю написал композитор театра Александр Балаян. Из стихотворений Агнии Барто он создал короткие песенки с запоминающимися мотивами.
– Конечно, было непросто сделать сразу много таких коротеньких песенок, к тому же в стихах Барто часто один и тот же размер, очень похожие рифмы. Мне помогло то, что в самих текстах заложено определенное настроение – поэзия Барто сама диктует, какой может быть музыка на ее стихи. Дети работников театра уже заучили несколько мелодий, а «Матросская шапка, веревка в руке» вообще наш хит – ее поет весь театр, – рассказал композитор.
В спектакле «Зайка и Бычок» нет интерактивных элементов – артисты не вступают во взаимодействие с публикой со сцены. По словам Светланы Дремачевой, это сделано намеренно.
– У нас есть интерактивные программы, которые проводятся перед каждым спектаклем в холле театра. Там есть и игры, и конкурсы, и разные загадки для детей. Но все это не имеет отношения к искусству. Почему-то почти все современные постановки для маленьких детей – сплошь интерактивные. Мы же считаем, что поход в театр, особенно для самых маленьких зрителей, – это первое знакомство с миром искусства. Мы хотим, чтобы, оказавшись в зрительном зале, ребенок открыл рот и не закрывал его до конца представления. А весь интерактив должен оставаться за дверьми, – подчеркнула арт-директор театра.
Премьера спектакля «Зайка и Бычок» стала последним событием в Театре кукол «Шут» в текущем сезоне. Увидеть новый спектакль на «Малышкиной сцене» можно будет осенью 2017 года.
Воронежский театр кукол закрыл сезон премьерой спектакля на стихи Агнии Барто