В Совете Федерации обсудили проблемы применения контрактной системы и ее последствия. Слушания прошли в четверг, 24 октября. По мнению Валентины Матвиенко, существующая система госзакупок – одна из ключевых причин медленных темпов освоения средств и возникновения проблем при закупке готовых объектов в рамках нацпроектов. По мнению сенатора от Воронежской области Сергея Лукина, система требует упрощения.

Одна из серьезных проблем, обозначенных сенатором, – система госзакупок при строительстве и оснащении крупных социальных объектов, в частности школ и детских садов, в ходе реализации федеральных, региональных и муниципальных программ. В соответствии с положениями закона строительство и оснащение объекта технологически связанным оборудованием и комплексное оснащение того же объекта учебным оборудованием не могут осуществляться в рамках одного контракта.

Эти нормы регулируют федеральные законы №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» и №135-ФЗ «О защите конкуренции».

– Генподрядчик может возводить само здание, закупать и монтировать только неразрывно связанное с объектом строительства оборудование. А вот приобретать так называемое движимое оборудование – школьные парты и кроватки для детских садов, развивающие пособия и игрушки, шкафы и посуду – должны другие организации в рамках отдельных контрактов, количество которых для одного детсада или школы может исчисляться десятками, – пояснил Сергей Лукин. – К сожалению, на практике такое положение дел нередко приводит к срыву запланированных сроков начала работы объекта. Это наглядно продемонстрировал мониторинг исполнения национальных проектов в регионах. Поставка оборудования, необходимого для образовательного и воспитательного процесса, затягивается. В результате построенные и введенные в эксплуатацию школы и детские сады продолжительное время не могут начать работу.

По мнению сенатора, социально значимые объекты целесообразно строить «под ключ». Договор подряда между заказчиком и генподрядчиком должен предусматривать не только выполнение монтажных и строительных работ, но и закупку необходимого для полноценного функционирования объекта оборудования.

Нередки случаи, когда действующий порядок госзакупок осложняет работу социальных учреждений. Сергей Лукин отметил, что на личных приемах к нему обращаются руководители предприятий и организаций, которые столкнулись с противоречиями контрактной системы.

– Один из показательных примеров – недавняя встреча с заведующими детскими садами Советского района города Воронежа, во время которой работники дошкольного образования поделились своими проблемами, – рассказал Сергей Лукин. – Всеобщее недовольство вызывает тот факт, что единственным критерием, который принимается во внимание при выборе поставщика для госзакупок, является самая низкая цена, что негативно сказывается на качестве приобретаемых через аукционы товаров. В результате в детские сады попадают недоброкачественные продукты для детского питания, высохшие фломастеры, игрушки сомнительного внешнего вида.

Есть проблемы и с долгим сроком прохождения процедуры торгов. Например, в случае поломки оборудования ждать возможности его замены детским дошкольным учреждениям приходится месяцами. Кроме того, потенциальные подрядчики крайне неохотно выходят на торги с низкой суммой контракта – в результате существующие проблемы, на решение которых выделены финансовые средства, не решаются долгое время.

Парламентарии также коснулись темы социального питания и недопустимости применения для закупки продуктов только ценового критерия. Выступающие высказались за предварительный отбор квалифицированных подрядчиков и введение рейтинга добросовестных поставщиков.

Актуальным, по мнению участников мероприятия, становится вопрос повышения прозрачности и конкурентности закупок малого объема, в том числе посредством их перевода на региональные электронные площадки или в электронные магазины. Успешный опыт половины субъектов Федерации свидетельствует о том, что необходимо на законодательном уровне закрепить такой порядок проведения малых закупок.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров представил в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации концепцию очередного этапа реформы контрактной системы. Он заверил, что многие пожелания участников закупочной деятельности в ней уже учтены, но работа над совершенствованием законодательства продолжается, и предложения сенаторов найдут в ней отражение.

Сергей Лукин указал на то, что корректировку правил госзакупок нужно произвести в сжатые сроки.

Справка

Через систему государственных и муниципальных закупок распределяются значительные финансовые ресурсы. В 2018 году суммарный объем заключенных контрактов достиг 7 трлн рублей, а с учетом корпоративных закупок превысил 30 трлн, что составляет почти треть ВВП страны.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».