Совместный проект
Сейчас веломобиль на улице просто так и не встретишь , а когда-то педальная конструкция на трех или четырех колесах считалась вполне себе передовым транспортным средством.
«С течением времени интерес к веломобилям - этому экологически чистому и полезному для здоровья виду транспорта - то затухает, то разгорается с новой силой, но никогда не проходит. Его поклонники считают, что со времени изобретения самобеглой коляски И.П. Кулибиным эта педальная машина получила наибольшее развитие: в последние 30 лет было создано немало интересных машин (в основном конструкторами-любителями)», – писал журнал «Моделист-конструктор», где в советские годы веломобили украшали обложку едва ли не каждого номера.
Когда-то этот журнал вдохновил и воронежца Геннадия Кудрякова.
– По профессии я инженер, – рассказывает Геннадий Иванонвич, – и в свое время выписывал журнал «Моделист-конструктор». И вот с начала 1980-х годов по стране пошла волна увлечения веломобилями. Проходили даже целые съезды веломобилистов – в Подмосковье, в Таллине. И я читал обо всем этом в журнале и в какой-то момент подумал:" А чем я хуже?". В то время часто бывало, что едешь на машине, видишь – велосипедная рама ненужная валяется. Я поднимал, забирал с собой и из них конструировал. Фактически все мои веломобили были собраны из ненужных частей – я только шарнирные соединения и небольшие детали к ним докупал. У меня неплохая мастерская была в Новой Усмани, там я все и делал.
Всего с восьмидесятых годах Геннадий Кудряков сконструировал пять вариантов веломобилей.
– У самого первого были не очень надежные соединения – в следующей модели я уже знал, где слабый узел, эту конструкцию усовершенствовал, сделал прочной, – вспоминает Геннадий Иванович. – Еще к одному потом приспособил тачку – мусор возить, этот в Новой Усмани живет. В городе хранил веломобиль под лоджией на первом этаже , сделал там себе что-то вроде сарайчика. Однажды оттуда у меня его украли , думаю, мальчишки. Покатались, сняли хромированные фонари и бросили. Знакомый потом наткнулся на него случайно и пригнал на стоянку. Я ездил на веломобиле и по трассе, и по городу. Какое-то время он у сына стоял в Новой Усмани, и они с внучкой на нем катались.
Но даже несмотря на то, что веломобили когда-то были в моде, большинство людей такая конструкция, встреченная на улице, все же удивляет. Кто-то интересуется, кто-то недоумевает, но редко кто остается равнодушным.
– Вообще обычная реакция – едешь, а все ахают: "Что это такое?!". Из окон автомобилей выглядывают, кричат что-то. Я отшучивался: «На Москву как проехать?». Бывает, всерьез отвечали. Но вообще мало кто понимает. Я однажды по Северному району на веломобиле ехал, а навстречу женщина колхозного типа идет и говорит мне: «О, алкаш! Лучше б ты бутылку купил, чем на таком козле ездить!»,
Кстати, еще сравнительно недавно необычное транспортное средство можно было встретить на воронежских улицах.
– Раньше я по пятницам выезжал на веломобиле из дома, ехал в СХИ и там в парке катал детей. Бесплатно, конечно, я что, похож на барыгу? Это взрослым странно кажется, а дети за веломобилем бегут чуть не в слезы, просят покататься. А вот студенты, молодежь, бывает, идут мимо – и ржач. Причем в основном девчонки, парни-то видно понимают, как такую конструкцию технически сложно сделать, и как-то больше уважения проявляют. Я и сейчас иногда в Интернете смотрю, захожу на сайты веломобилистов – и честно скажу, мои ничуть не хуже.
Самый новый свой веломобиль – конструкцию 1993 года – Геннадий Иванович недавно выставил на продажу.
– Дом продаем, а вместе с ним и веломобиль, и велосипеды. Хранить будет негде, у сына во дворе тоже веломобиль стоит. А так, может, кому-то пригодится – люди звонят, интересуются.