19 Апреля 2019

пятница, 03:32

$

63.95

72.36

Воронежский мнемонист: «За несколько часов можно выучить тысячу слов на любом языке»

, Воронеж, текст — Павел Горячев, фото — Михаил Кирьянов
  • 1941
Воронежский мнемонист: «За несколько часов можно выучить тысячу слов на любом языке»

Александр Горячев – о том, как правильно овладевать новыми знаниями.

Первый межрегиональный чемпионат по запоминанию (мнемоспорту) прошел в Воронеже в субботу, 6 апреля. Ведущий соревнований – тренер по мнемотехнике Александр Горячев – рассказал корреспондентам РИА «Воронеж» о том, как правильно осваивать большие объемы новой информации и как научиться забывать ненужное.

– Давайте определимся со словарем. Насколько правильно называть вас мнемоником?

– Человека, который владеет техникой запоминания, принято называть мнемонистом или мнемотехником. Мнемоника – это наука запоминания.

– Зачем проводите соревнования в Воронеже? И пробовали ли вы свои силы на иностранных турнирах?

– За рубеж не ездил. Лет десять назад можно было поехать, имея шансы на какой-то успех при небольшом опыте занятий. Сейчас конкуренция выросла многократно. Десятки стран мира развивают мнемотехнику, и это породило большое количество сильных мнемонистов-спортсменов. В общем, чтобы ехать, нужно много тренироваться. У меня такой возможности нет. А в России развитие мнемотехники идет не сверху, а снизу. Энтузиасты создают очаги, вокруг которых формируются группы интересующихся. Хочется, чтобы Воронеж стал одним из центров мнемотехники в России. А непосредственная цель нашего чемпионата – ознакомить широкий круг людей с мнемотехникой, привлечь их к занятиям и саморазвитию. Ведь даже сейчас, в наше время, умения мнемонистов представляются окружающим как некий исключительный феномен. Это не так. Научиться может почти каждый. Ко мне на тренировки чаще всего записываются школьники, хотя начать заниматься мнемотехникой можно и гораздо позже.

– Кому было бы полезно овладеть техникой запоминания?

– Считаю, что всем. Я – преподаватель вуза, и мнемотехника является моим вторым основным видом занятий. Мне она помогает везде – и дома, и в работе, и в повседневной жизни. Рано или поздно любой человек встречается с такой проблемой, когда ему хочется овладеть неким знанием, но не получается: учит, но не запоминает. Мнемоника помогает сделать это быстрее и эффективнее.

– Зачем запоминать, если есть интернет?

– Вам решать, нужно развивать память или нет. Я считаю, это необходимо в первую очередь для общего развития. А во вторую очередь – для каких-либо прикладных целей, которые возникают время от времени в жизни каждого. Овладение мнемотехникой – это как занятия в тренажерном зале. Только вместо мышц – мозг и его возможности. Хорошая память отличает профессионалов. Квалифицированный специалист всегда помнит многое в своем деле, в своей профессии. Вы же не будете доставать смартфон в любой ситуации. А если будете – не всякую информацию можно найти мгновенно. А ее еще надо понять.

– В школе учителя всегда говорят, что нужно не вызубрить, а понять предмет.

– Понимание имеет в своей основе принципы, которые есть в мнемотехнике. Учителя не знают, как правильно запоминать, и поэтому интуитивно подсказывают школьникам способ, который для них является единственно доступным. А понимание действительно является ключом к запоминанию.

– А учить стихи для улучшения памяти – это правильно?

– Нет, это неэффективно. Способность запоминать не развивается таким образом.

– Правда ли, что хорошая память чаще встречается у людей с определенным типом характера?

– Нет, у 90% людей в мире примерно одинаковая память. Еще около 5% имеют некие дефекты, а оставшиеся 5% имеют особенный талант. Но у меня, допустим, совершенно обыкновенная память. Просто нужно понять, что память и умение запоминать – совершенно разные вещи. Представьте себе два одинаковых компьютера. Один стоит и ржавеет без программного обеспечения, а второй регулярно используется, на нем много программ.

– Как измерить эффективность запоминания?

– Очень простой тест. Берем любой вид информации, который вас интересует – числа, лица, тексты, – и сравниваем, какой объем вы можете запомнить в единицу времени. Например, за пять минут.

– Можете перечислить основные методы запоминания?

– Принцип один, а методов несколько, они зависят от того, какую информацию надо запомнить. Суть принципа в том, что нужно образовывать ассоциации. Запоминается только связанная информация в виде образов. Если же она подвешена словно в вакууме и не имеет связей с другими образами, то мы не сможем ее извлечь. Для эффективного запоминания нужно рисовать в голове образы того, что нужно запомнить. Если графическое изображение, то его нужно разбить на более простые символы. Если текстовую информацию, то нужно представлять себе образы. Допустим, как запомнить, что самолет рейса Москва – Париж прибывает в место назначения в 19:57? Образом Москвы будет Кремль, образом Парижа – Эйфелева башня, а 19:57 – это похоже на 1957 – год запуска первого искусственного спутника. Получившиеся образы надо связать в своем представлении. Они должны соприкасаться по порядку – Кремль – на Кремле Эйфелева башня – на башне спутник. Готово! По этой нарисованной в воображении картинке вы можете помнить информацию о рейсе. Правильное запоминание не требует больших усилий. Это как зрение. Вы ведь не делаете усилия для того, чтобы видеть комнату, в которой мы сидим. Вы просто открываете глаза, и зрение работает. С памятью то же самое – подаем информацию в правильном виде, и память сама все надежно фиксирует.

– В чем разница между краткосрочной и долгосрочной памятью?

– Долгосрочная память – память, в которой информация консолидировалась, крепко закрепилась. В итоге она хранится долгие годы и даже всю жизнь. У нас есть уникальные единичные события, которые нам запоминаются. Это долгосрочная память, вы периодически вспоминаете эти мгновения жизни. А теперь представьте, что вам диктуют номер телефона, например 230 56 18, а у вас нет возможности записать. И вы храните его в голове до тех пор, пока не запишете. Потом забываете за ненадобностью. Это краткосрочная память. Если вы ждете автобус на остановке, вы видите привычный знакомый номер, заходите в салон, а через 15 минут не помните, на каком автобусе едете. А вот если вы впервые едете на левый берег, условно говоря, вам кто-то подсказал, как туда добраться, вы сконцентрировались на том, чтобы не пропустить этот автобус, вы запомните этот маршрут надолго.

– Как думаете, надолго ли я запомню тот номер телефона, который вы назвали?

– Если при человеке вскользь назвать номер, он его вряд ли запомнит, потому что этот номер не связывался в памяти ни с чем. А если при запоминании номера сделать акцент, обратить на него пристальное внимание, то вы запомните надолго. Все зависит от концентрации внимания. Если вы решили похвастать тем, что вы запомнили номер, – вы мотивированы, вы точно его назовете через какое-то время.

– В комедийных сериалах есть повторяющийся сценарный ход: глупый человек что-то учит, но с каждым новым знанием у него из головы пропадает что-то, что он запомнил давно.

– Это шутка, конечно. Еще есть расхожее мнение, что если у человека много всего в голове, то ему все тяжелее запоминать. Это ерунда: чем больше всего знает человек, тем легче ему осваивать новую информацию. Если сказать ребенку, который вообще еще ничего не знает, что Карл Брюллов родился в 1799 году, то он едва ли запомнит, ему просто не с чем связать эту информацию. А если сказать это взрослому человеку, то он сможет связать это с тем, что в тот же год родились Пушкин и Бальзак. А если еще и эпоху себе представить – что скоро Наполеон выдвинется на Россию, например, – то запомнить еще легче. Именно этим объясняются лавинообразные наращивания знаний эрудитов.

– Если есть технология запоминания, есть ли технология забывания?

– Конечно, ведь все знания хранятся в голове в виде связей. Значит, нужно одну связь заменить на другую. Как на кассетном магнитофоне, когда ты вместо одной песни записываешь на пленку другую. Вот идете вы по улице и в определенный момент, проходя мимо памятника, слышите какую-то мелодию. Потом, если вы снова услышите музыку, у вас в голове всплывет образ места. Или, наоборот, проходя в следующий раз через это место, вы, вероятно, вспомните ту мелодию. Чтобы стереть эту связь, включите аудиофайл, находясь в другом месте. И так несколько раз в нескольких местах.

– Как думаете, почему я могу помнить то, что со мной происходило в возрасте шести лет, но не могу вспомнить, что ел на завтрак вчера?

– В мнемотехнике есть термины «стимул» и «реакция». Когда мы хорошо помним стимул, реакция всплывает легко. Вспомнить, как вы отмечали день рождения, – это стимул. Образы вашего веселья, которые всплывают в голове, – это реакция. И образы из детства – это хорошие стимулы, это яркие воспоминания. У вас сохранились стимулы, поэтому появляется реакция в виде воспоминаний. А то, что вы не помните о том, что ели вчера, – это потому что вы не задали стимулы для воспоминания, не создали связи в голове. Помните спутник из прошлого примера? Его можно вспомнить, так как вы помните стимул – башню и Кремль. А если бы вы не связали с ними спутник, то уже сейчас не смогли бы вспомнить о нем. Вообще, помнить рядовой завтрак – нет стимула, вам просто незачем хранить эту информацию. Вы невнимательны к подобной информации и поэтому не создаете связей для запоминания. На самом деле, наш мозг хранит гигантский объем памяти. Мы помним, где учились, с кем общались – просто мы не думаем об этом каждый день. А если увидишь одноклассника на улице, срабатывает стимул. То же самое со снами. Говорят, мы видим их каждый день, причем в большом количестве. Просыпаемся – и не помним. А в течение дня вы можете увидеть что-то схожее, какую-то деталь, и сон вспомнится почти целиком – это тоже срабатывание стимула.

– Можете дать какой-то практический совет, как развить память, с чего лучше начать?

– Практический совет – читать больше книг. Это развивает воображение, обогащает речь. А это важные звенья в развитии мозга. Можете попробовать потренироваться с помощью специальных программ. Например, есть хорошая MemoryLeague – это европейские мнемонисты сделали. Из наших – MemoryMan.ru.

– Я читал, что теоретически человек может помнить все слова, которые были произнесены на всех языках за всю историю существования мира.

– Да, это возможно. Но человек живет так, что не запоминает все. Чтобы помнить огромное количество того, что вы хотите, нужно просто научиться взывать к этим данным в собственной голове. К примеру, один известный мнемонист летел в страну, язык которой он не знал. Во время полета он выучил несколько сотен слов нового языка и смог там объясниться с местными жителями. И это не предел. За несколько часов можно выучить 800-1000 новых слов на любом языке. Лексика – это самое легкое из того, что можно запоминать при изучении языка. Объем нашей памяти просто невообразим. Наш мозг – это бездонная флешка. Если бы человек был бессмертен, он, может быть, уперся бы в какой-то потолок и уже не смог бы пополнять запас знаний. Но так как наша жизнь относительно коротка, мы не успеваем достигнуть предела своей памяти.

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Больше интересного в вашей ленте
Читайте РИА Воронеж в Дзене

Главное на сайте

Вход
Используйте аккаунты соцсетей
Регистрация
Используйте аккаунты соцсетей
CAPTCHA
Не помню пароль :(
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: