РИА «Воронеж» уже рассказывало о художнике Сергее Баловине, который в феврале прошлого года отправился в кругосветное путешествие без денег. Сергей стал известен благодаря своему проекту «Натуральный обмен», в котором художник решил отказаться от денег, а все необходимое для жизни получать в обмен на свои рисунки. Проект оказался удачным, и спустя два года без денег Сергей решил продолжить его «Кругосветкой без кошелька».
Стартовав из Воронежа, художник оставил позади Россию, проехал через Украину, Молдавию, Приднестровье, Турцию, Грецию, Македонию, Албанию, Черногорию, Хорватию, Сербию, Венгрию, Чехию, Австрию, Германию, Швейцарию, Италию, Францию, Люксембург, Нидерланды, Польшу, Белоруссию, Латвию, Литву, Эстонию, Армению, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Индию и попал в Китай.
Маршрут получился круговым, потому что по первоначальному плану Сергей собирался через Европу отправиться в США, а уже оттуда в Азию.
– У меня уже был билет в Штаты и билет из Лос-Анджелеса в Индию, – рассказывает Сергей. – Оттуда через Азию я планировал вернуться в Россию. Тогда бы получилась кругосветка. Но американскую визу мне не дали – подозреваю, потому что я формально безработный – поэтому пришлось развернуться на 180 градусов и отправиться в Азию. Сейчас я на некоторое время в Китае, отсюда постараюсь еще раз подать документы на американскую визу, возможно, имеет смысл оформить документы как арт-проект. Сейчас есть люди, которые готовы купить мне билет и которые предлагали внутренние перелеты, но теперь я буду говорить об этом только тогда, когда виза уже будет на руках.
– Я двигаюсь не совсем по прямой линии, а куда ветер подует – туда и качусь. Но тем не менее цель есть, я заявил кругосветку, и я это сделаю, – говорит Сергей. По расчетам художника, путешествие должно занять примерно два года.
Маршрут, по которому проходит кругосветка, зависит от того, куда позовут художника местные жители. Кто-то предлагает билеты, кто-то – обед, кто-то может подвезти из аэропорта или от вокзала, кто-то меняется на бумагу и тушь (свой «товар» для обмена можно отметить в специальной форме на сайте художника). В каждом городе по ходу путешествия проходят творческие встречи с художником: он рассказывает о себе и рисует портреты, а взамен получает необходимые для жизни вещи. В таких акциях обмена участвует в среднем по 30-40 человек.
На сайте и в блоге художника есть карта, которая пестрит точками: места, где он уже побывал, места, куда его пригласили и места, куда зовут, но пока не очень активно. Где-то он движется быстро, где-то застревает надолго. Так, например, этой зимой художник несколько месяцев провел в Индии, куда его пригласил московский бизнесмен, выкупивший там ресторан. Волей обстоятельств в этом ресторане Сергей фактически взял на себя функции второго управляющего и в попытке перестроить его под арт-пространство и создать там волонтерскую резиденцию в конце концов вынужден был взять в руки деньги. («Ресторан без денег невозможен, это бизнес, мне приходилось их считать, и в конце концов это привело только к сложностям. В моем проекте сейчас 30 стран, и на Индии я как-то споткнулся. Не могу сказать, что я проиграл эту игру, но совсем чистого эксперимента не получилось»).
Следующие два месяца Сергей провел уже в другом месте, вернувшись к натуральному обмену, однако опыт с коротким возвращением к деньгам заставил художника только утвердиться в намерении обходиться дальше без них.
Посчитать всех людей, которые уже успели поучаствовать в «натуральном обмене», довольно сложно, но если умножить среднее количество участников встреч на количество городов, то на сегодняшний день их уже около 5000. У Сергея Баловина есть даже инструкция, как организовать такую встречу и что для нее потребуется («организовать такую встречу может любой, даже юные зеленые студенты»). На сайте есть виш-лист, список желаемых подарков, который периодически обновляется и помогает людям сориентироваться.
Каждая такая акция – большая организационная работа и для приглашающих, и для самого художника.
– Когда меня приглашают в какой-то город, то люди, которые меня приглашают, учитывают все мелочи, начиная с дороги от аэропорта, ведь иначе мне придется предлагать нарисовать водителей автобусов и такси, а это противоречит моему принципу: я не прошу никого участвовать в моем проекте, люди в нем сами участвуют, – объясняет Сергей.
Тем не менее подарков не просто хватает, почти всегда образуются какие-то избытки.
– Недавно я написал, что мне нужны транспортные карты, и мне их принесли штук десять. Часто набирается целый чемодан подарков, я физически это с собой не утащу, но обычно, уезжая, я все это раздариваю тем, кто мне помогал. Бывает и так, что я останавливаюсь у кого-то в гостях, а уезжая, оставляю, например, полный холодильник продуктов или дорогой алкоголь, который, если переводить это в деньги, окупает то, что было потрачено на меня.
Однако, по словам Сергея Баловина, сам он старается не оценивать стоимость подарка и спокойно принимает все, что бы ни подарили (хотя в его блоге встречаются истории про странные подарки вроде розовой женской куртки или чужих просроченных водительских прав):
– Иногда стоимость подарка оказывается меньше стоимости листа бумаги, но ведь ту же бумагу мне тоже дарят. Так что я стараюсь не зацикливаться на том, что кто-то принес дешевую фигню. Я рисую набросок, на который уходит 10 минут, и да, кто-то готов дать за это что-то большое, а кто-то не может дать больше, чем бутылку воды, но часто и это ценно – просто ценность подарка измеряется не деньгами. Недавно мне подарили айфон – свой я потерял в Варкале, а это для меня очень важная вещь, это и мой фотоаппарат, и навигатор, и источник интернета, и доступ к почте, к блогу. И вот мне написал человек, который предложил за свой портрет 1 биткоин: это криптовалюта, курс которой постоянно меняется, но в тот момент, когда мне ее подарили, стоимость этого биткоина была равна стоимости айфона. Ноутбук, по которому я сейчас с вами общаюсь, – это тоже подарок, так что стоимость подарков иногда совершенно разная.
Кстати, поучаствовать в проекте можно не только лично: иногда люди покупают билеты, помогают с визами и делают подарки, находясь на другом конце земли.
– Иногда даже делаю акции онлайн и в течение дня рисую всех, кто готов получить портреты в виде фоторисунка в обмен на пополнение баланса телефона или что-то подобное, таким образом, люди могут участвовать вне зависимости от того, где мы находимся. На моем сайте есть форма заявки, которую можно заполнить и прислать, чтобы записаться на участие в удаленном проекте. Но честно скажу, не сразу всем отвечаю и не всегда рисую. Я все же предпочитаю живое общение.
Спустя три года жизни в системе «натурального обмена» художник признается, что временами чувствует себя очень богатым человеком.
– А иногда наоборот, все зависит от обстоятельств, в которых ты оказываешься. Совсем без денег ты не можешь купить даже бутылку воды, надо, чтобы пришли люди и принесли подарки, так что бывали случаи, когда я думал, что не помешали бы деньги. Но тем не менее у меня все нормально, я пока еще ни разу не спал на улице и не оставался голодным. К тому же я попадаю к людям из разных кругов и каждый раз живу их жизнью – это очень интересные ощущения. Когда, например, попадаешь в трехэтажный особняк в Швейцарии и слушаешь о жизни его хозяина, а потом оказываешься в маленькой квартирке у ребят, которые никогда нигде не были, то чувствуешь все это острее. От каждого из этих людей я беру что-то интересное, это, как книга, которую ты читаешь. Я даже книги в последнее время перестал читать, мне поступает много разной информации от людей, и это как если бы я прочитывал по новой книге каждый день,
Несмотря на такой насыщенный впечатлениями график менять свой образ жизни художник в ближайшее время не планирует.
– Конечно, желания могут измениться, может надоесть постоянное перемещение. С этим проектом довольно сложно находиться на одном месте. Нужен либо постоянный приток участников, либо менять образ жизни. Я в процессе путешествия учусь этому, сейчас в принципе понимаю, как это устроить, но пока не знаю, готов ли. Дискомфорт возникает в жизни любого человека, и моя тоже не безоблачна, но я ни о чем не жалею, ни об ошибках и трудностях, это тоже был опыт, который меня чему-то научил. Чем больше встречаешься с людьми, тем больше попадается каких-то возможностей.
По словам Сергея, «Кругосветка без кошелька» – история о доверии людей к людям, о старом утверждении, что мир не без добрых людей и что вокруг всегда найдется кто-то, кто готов помочь.
– И еще это о свободе: многие по-своему пытаются найти свой собственный путь к свободе. Для каждого он свой, я рассказываю о своем опыте, для меня свобода – заниматься тем, что я люблю, и как можно меньше зависеть от географических границ и вообще от чего-либо, быть мало привязанным к какому-то графику работы. Я думаю, люди заинтересованы этим. Многие просто хотят узнать, как перемещаться по свету, не тратя на это массу денег и не привязываясь к отпуску и справке с работы.
И хотя «Кругосветка» протекает очень успешно, Сергей признается, что не все его родные и близкие относятся к этому проекту серьезно.
– Моя мама до сих пор не воспринимает то, чем я занимаюсь, всерьез, этот проект для нее – игра, – говорит Сергей. – Она понимает, что это приносит мне какую-то известность, но считает, что искусство – это картина маслом, и ждет от меня чего-то такого. Я понимаю искусство иначе.
Получается, что искусство в «Натуральном обмене» – это даже не пять тысяч портретов, сделанных за три года («Я себя до сих пор не считаю хорошим ремесленником. Рисуя очередной портрет, я часто думаю, когда же научусь хорошо рисовать? До сих пор масса портретов получается, на мой взгляд, неудачно»), а взаимодействие с другими участниками проекта.
– Лично для меня искусство – это способ поделиться с людьми какими-то мыслями, чувствами, и в этом смысле неважно, что это: картина маслом или видео-инсталляция, в этом смысле продукт творчества – это информация. Искусство универсально, потому что оно априори понятно носителям всех языков. И то, чем занимаюсь я, в принципе, может быть понято во всех странах мира – не факт, что всеми, но по сути идея проекта довольно проста, это мне и нравится в нем. Это не для какого-то избранного круга ценителей искусства, это для всех. Любой человек может стать участником, зрителем, но примет он или нет – другой вопрос, – говорит Сергей Баловин.
– Этот проект как раз озвучивает вопрос: что есть искусство, что есть художник, стоит ли это чего-то, что вы готовы дать взамен? И каждый участник, принося что-то взамен, определяет свое личное отношение к этому. Если человек приносит брелок для ключей, значит, он так считает, если человек приносит что-то не очень дорогое, что-то, во что он вложил душу, это другое дело. Недавно, например, одна девушка принесла мне свитер, связанный вручную, и я понимаю, что она просидела над ним несколько вечеров, и готова отдать его за портрет, который я нарисую за 10 минут, она это осознает, но считает такой обмен равноценным – и это для меня очень важно,