Воронежский художник Арсений Жиляев покажет свою выставку «Колыбель человечества» в рамках Венецианской биеннале. Инсталляция воображаемого музея станет частью  арт-проекта «Наследие будущего», совместной экспозиции с американским художником Марком Дионом. Выставка откроется в венецианском дворце Каза деи Тре Очи 9 мая, рассказал Арсений Жиляев обозревателю РИА «Воронеж».

Проект «Наследие будущего» осмысляет музейные стратегии коллекционирования и экпонирования. Художники представят процесс создания кунсткамеры и проект музея воображаемого будущего. В своих работах художники исследуют двойственную природу музеев, которые, с одной стороны, являются пространством познания, с другой, колониальным институтом контроля и классификации «другого», стоящем на страже официальной истории. Для проекта каждый из художников разработал новую крупномасштабную инсталляцию, открывая тем самым диалог между двумя разными подходами – подходом Диона, обращенным в прошлое, и подходом Жиляева, устремленным в будущее. Куратором проекта «Наследие будущего» выступил Магнус аф Питерсен, куратор Модерна Музеет (Стокгольм) и куратор Галереи Уайтчепел (Лондон).

В проекте «Колыбель человечества» Арсений Жиляев смоделировал тревожную картину далекого будущего, в котором человек покинул Землю, превратив ее в заповедник, посвященный истокам жизни и истории цивилизации. Музей, представленный на выставке, входит в состав музейной сети «Колыбель человечества», увековечивающей память исторических личностей и ключевых событий прошлого. Здесь причудливым образом сочетается утопическая эстетика русского космизма с консьюмеризмом высокоразвитого капитализма, а модернисткий пафос обновления — с ортодоксальным христианством. Музей будущего рисуется здесь в виде антиутопической корпоративной институции, которая развлекает и коммерциализирует даже воскрешения предков землян в качестве одной из опций сувенирной лавки. Об этом проекте Арсений подробно рассказывал в интервью журналу «Афиша. Воздух». 

«Колыбель человечества» продолжает развивать серию проектов, посвященных переосмыслению природы музейной экспозиции. На выставке в Венеции будет представлена часть проекта «Музей пролетарской культуры», впервые показанного в 2012 году. В этой работе Жиляев изучает радикальные идеи ранних советских музейных практик, таких как марксисткая экспериментальная экспозиция основанная на диалектике исторического материализма. Кроме того, будут показаны работы из проекта «Педагогическая поэма. Архив исторического музея будущего» (2011-2012), осуществленного совместно с группой теоретиков в Историко-мемориальном музее «Пресня» в Москве. Выставка на время вернула музей к жизни, превратив его в арену интеллектуального обмена и творческих экспериментов, анализирующих природу музеефикации исторического опыта.

До открытия выставки Марка Диона и Арсения Жиляева «Наследие будущего» остается одна неделя. One week is left before...

Posted by V-A-C Foundation on 30 Апрель 2015 г.


Марк Дион на этой же выставке представит «Мастерскую диковин», в которой команда художников создает для последующей музейной экспозиции скульптуры по гравюрам XVII века с изображениями экзотических животных; проект «Разграбление Хранилища Нептуна. Путешествие на дно каналов и лагуны Венеции» (1997-1998), демонстрирующий находки художника в результате археологических раскопок в одном из венецианских каналов, и работы из проекта «Изыскания сэра Уильяма Гамильтона».

Выставка будет проходить в Венеции до 23 августа, а по ее итогам будет выпущен иллюстрированный каталог.

Справка РИА «Воронеж»

Арсений Жиляев
Фото — Софья Успенская

Арсений Жиляев – художник и куратор, сооснователь Воронежского центра современного искусства, живет и работает в Воронеже и Москве. Окончил факультет философии и психологии Воронежского государственного университета (2006) и Московский Институт проблем современного искусства (2008); получил степень магистра в шведской школе изящных искусств Valand School of Fine Arts в Гетеборге (2010).

В своих последних проектах Арсений Жиляев переосмысляет наследие советской музеологии: «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы» (Третьяковская галерея, Москва, 2012), «Педагогическая поэма» (с Ильей Будрайтскисом и коллективом проекта, Историко-мемориальный музей «Пресня», Москва, 2012), M.I.R.: New paths to the objects (Kadist Art Foundation, Париж, 2014); M.I.R.: Polite Guests from the Future (Kadist Art Foundation, Сан Франциско, 2014).

Лауреат всероссийской премии в области современного искусства «Инновация-2010» и премии «Соратник» в 2010 и 2012 годах; был номинирован на международную премию Visible Award-2013. В 2014 году стал первым в рейтинге самых перспективных молодых российских художников.

Выставку организует фонд V-A-C, который в 2015 году является партнером 56 Венецианской биеннале современного искусства. Фонд V-A-C – это некоммерческая институция, основанная в 2009 году в Москве, деятельность которой направлена на развитие современного искусства в России посредством выставочных, образовательных и издательских проектов. Раз в два года фонд выбирает для совместного проекта в Венеции двух художников – русского и западного – и делает с ними выставку.

Венецианская биеннале – один из самых известных форумов мирового искусства, международная художественная выставка, проводящаяся раз в два года с участием международного жюри. Во второй половине XX века Венецианская биеннале сыграла ключевую роль в становлении современного искусства. Художественные явления, представляемые странами-участницами и оценивающиеся международным жюри, вписываются в историю мирового искусства и существенно влияют на направление его развития. Искусство стран-участниц представляется в национальных павильонах, специально выстроенных для этой цели на протяжении 20 века видными национальными архитекторами. Помимо этого, во время биеннале проводится Параллельная программа (eventi collaterali) выставок отдельных художников и художественных институций. 56-я Венецианская биеннале современного искусства пройдет с 9 мая по 22 ноября 2015 года. Она будет посвящена критическому взгляду на современность и попыткам «осмыслить все тревоги нашего времени в их полноте, сделать их понятными, исследовать и выразить их».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter