В Воронежской области снижается уровень смертности от болезней системы кровообращения. Если в 2008 году показатель был на уровне 1 168 на 100 тыс. населения, то по итогам восьми месяцев 2018 года – 626 на 100 тыс. Летальность от острого инфаркта в 2017 году составила 11%, тогда как девять лет назад – 15,7%. Однако вклад высокотехнологичной медицины в сохранение здоровья населения в лучшем случае не превышает 20%. Все остальное – образ жизни людей, окружающая среда.
О том, почему важно своевременно обращаться за медицинской помощью, а также о главных проблемах в сфере здравоохранения корреспонденту РИА «Воронеж» рассказал заместитель главного врача по медицинской части по развитию высокотехнологичных видов медпомощи Воронежской областной клинической больницы №1, руководитель регионального сосудистого центра, главный внештатный кардиолог воронежского облздрава Олег Азарин.
Как в Воронежской области помогают пациентам с заболеваниями сосудов?
В 2008 году в России стартовала федеральная программа совершенствования медпомощи пациентам с сосудистыми заболеваниями, автором которой является министр здравоохранения Вероника Скворцова. Тогда при помощи федерального финансирования были проведены серьезные структурные преобразования, открыты региональные кардиологические центры, первично-сосудистые отделения. Воронежская область вошла в программу одной из первых. Однако есть ряд проблем, которые только предстоит решить.
В 90-е годы, которые стали причиной стагнации во многих отраслях, здравоохранение понесло значительные потери. Закрывались кардиологические отделения, сокращались ставки врачей-кардиологов. Последствия очевидны до сих пор. Как отметил Олег Азарин, в шести районах Воронежской области кардиологов нет даже в поликлиниках.
– В Воронежской области есть районы, которые находятся от областного центра на расстоянии более 200-300 км. Это делает затруднительным быстрое попадание пациента с острым инфарктом миокарда в региональный сосудистый центр. Основной причиной острого инфаркта миокарда является закупорка тромбом артерий, питающих сердце. Задача медиков – как можно раньше восстановить кровоток в этих артериях, – пояснил Олег Азарин. – Счет идет на минуты. Чем дольше существует закупорка, тем большим повреждениям подвергается сердечная мышца и тем хуже прогноз у пациента. Чем раньше будет вызвана скорая помощь, тем раньше начнется необходимое лечение, которое способно не только сохранить жизнь пациенту, но и повлиять на дальнейший прогноз его жизни. После тромболитической терапии (введение внутривенно препаратов, растворяющих тромбы. – Прим. РИА «Воронеж») в медицинских организациях районов области пациентов доставляют на санитарном автомобиле или санитарном вертолете в региональный сосудистый центр. Но не всегда можно использовать вертолет Центра медицины катастроф. Во-первых, его не применяют в темное время суток; во-вторых, он работает не только на кардиологическую службу – на всех его не хватает. Сейчас мы стараемся приблизить помощь к пациентам. Необходимо, чтобы от момента заболевания до оказания специализированной помощи прошло как можно меньше времени.
В рамках нацпроекта планируется открыть отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (РХМДЛ) в четырех медицинских организациях. Идет монтаж оборудования в Бобровской больнице, где отделение РХМДЛ возьмет на себя оказание высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с острым инфарктом из всех южных районов области. Следующим этапом станет открытие отделений РХМДЛ в БСМП №10 (бывшая больница «Электроника») в Борисоглебской РБ, что обеспечит медпомощью восток региона; затем в Россошанской РБ. Реализация проекта рассчитана до 2023 года.
– Для быстрого оказания помощи пациенту следует сделать коронарную ангиографию (рентгеноконтрастный метод диагностики, который позволяет точно определить характер, место и степень сужения коронарной артерии. – Прим. РИА «Воронеж»). После этого врач должен будет определиться с дальнейшим вмешательством, – продолжил кардиолог. – В идеале пациента необходимо доставить максимум через 40 минут с момента начала инфаркта. Поэтому центры оказания помощи должны быть в районах, а не только в Воронеже.
По общепринятым мировым рекомендациям, с момента первого контакта с медработником до начала внутрисосудистой операции должно пройти не более полутора часов. Это время считается оптимальным для благополучного исхода. При ишемии (уменьшение кровоснабжения органа или ткани вследствие ослабления или прекращения артериальной крови) сердце может выдержать максимум 40 минут, не повреждая клетки миокарда.
Даже если пациента удается спасти, он все равно находится в опасности. В течение 3,5-4 недель погибшие клетки заменяются рубцовой низкодифференцированной тканью – появляется риск разрыва сердечной ткани. Пациенту в таком случае угрожает внезапная смерть.
Каковы первые признаки инфаркта?
Внезапная боль в грудной клетке – жгучая, давящая, распирающая, которая длится минуты или десятки минут. Может отдавать в плечо, локоть, челюсть, между лопаток.
Как правило, боль сопровождается бледностью, холодным потом. Бывают рвота и одышка.
Что должны сделать родственники?
Главное – вовремя вызвать скорую помощь. До приезда врачей больному надо дать разжевать таблетку аспирина, уложить его в кровать с приподнятым головным концом, а также расстегнуть ему воротник, чтобы стало легче дышать. Можно дать таблетку нитроглицерина, а если боль не уйдет, то через несколько минут еще одну.
Почему важно вызвать медиков?
Бригада скорой помощи может сразу сделать кардиограмму при помощи специального устройства, которое по buetooth соединяется с планшетом, и направить ее в кардиоцентр на расшифровку. Врачи быстро пришлют результат.
Если у больного инфаркт, врач скорой помощи может ввести тромболитик – лекарство, которое растворяет тромб. Кровообращение восстанавливается почти в 100% случаев, если введение лекарства произведено в первые 40-60 минут от начала заболевания. Это может спасти пациенту жизнь.
Какие ошибки совершают больные?
Олег Азарин подчеркнул, что часто больные отказываются от врачебной помощи. Причем речь идет не только об обследовании, но и о госпитализации при инфаркте. Последствия фатальные.
– К примеру, в Калачеевском районе, который я курирую, позднее обращение, отказ от обследований, от переводов в Воронеж – распространенное явление. С населением проводят работу, но убедить людей сложно. Можно понять пожилых, которым уже за 80, они часто боятся куда-то ехать, говорят: «Лучше я умру, чем поеду в больницу». Хотя недавно мы ставили стент (сетка, которую вводят с помощью баллона в кровеносный сосуд, чтобы обеспечить расширение сузившегося участка. – Прим. РИА «Воронеж») 92-летней пациентке – все прошло успешно, ее уже выписали. В целом пятилетняя выживаемость пациентов, перенесших инфаркт, достаточно высокая – около 80%. Поэтому от медицинской помощи отказываться нельзя, – пояснил кардиолог. – На мой взгляд, необходимо усилить социальную рекламу. Лечение сердечно-сосудистых заболеваний – это коллективный труд врачей и пациентов. Только тогда может быть хороший результат.
Есть еще одна проблема – люди не всегда принимают лекарства в положенный срок. Препараты достаточно дорогие, доходы у пенсионеров невысокие, целый год пить дорогие лекарства могут не все – принимают несколько месяцев и бросают, почувствовав, что стало чуть легче. Это основная причина неблагоприятных исходов. По словам Олега Азарина, заболевания системы кровообращения требует постоянного приема лекарств, и понятие курсового лечения не существует.
Как снизить риск возникновения инфаркта?
На смертность от сердечно-сосудистых заболеваний влияют разные факторы.
– Это не только наследственность, но и образ жизни, степень дохода, социализация, окружающая среда, удовлетворенность жизнью. Медицина по влиянию на структуру смертности занимает не больше 20%. Поэтому каждому человеку необходимо следить за собой еще до того, как возникла клиническая картина заболевания, – отметил Олег Азарин. – Ключевого фактора, который вызывает болезни системы кровообращения, нет. На генетику приходится не такой большой процент. Однако каждому человеку необходимо выяснить свой семейный анамнез, узнать были ли у кровных родственников сосудистые катастрофы. Если были, то человек автоматически попадает в зону риска. Если были в семье гипертоники, то необходимо контролировать давление. Однозначно нельзя сказать, что если у отца был инфаркт, то и у сына он тоже будет. Но следить за собой стоит.
Факторами риска также являются курение, злоупотребление алкоголем и гиподинамия (ослабление мышечной деятельность организма из-за малоподвижного образа жизни). Риск инфаркта минимизируют активный образ жизни, отказ от вредных привычек, правильное питание, регулярные обследования.
По словам кардиолога, после 40 лет обследование необходимо проходить ежегодно. Для более молодых людей, которые не входят в группу риска, достаточно диспансеризации один раз в три года. Следует определять уровень холестерина, глюкозы крови, артериальное давление и делать электрокардиограмму.
Справка РИА «Воронеж»
Инфаркт миокарда – поражение сердечной мышцы, вызванное нарушением ее кровоснабжения из-за тромбоза, то есть закупорки артерии. Кровоснабжение нарушается, когда коронарные сосуды не могут доставлять к тканям кислород.