Поисковики отряда «Соболь» передали останки бывшего директора Воронежского авиазавода, генерал-майора Матвея Шенкмана представителям воронежского поискового объединения «Дон» в пятницу, 25 мая. Останки захоронят в братской могиле вместе с останками бойцов Рабоче-крестьянской красной армии, которые обнаружили в 2017 году, сообщили добровольцы в группе в соцсети. Захоронение на территории музея-диорамы запланировали на 22 июня.

– Матвей Борисович Шенкман навечно вошел в историю. Он был настоящим руководителем, непререкаемым авторитетом не только для каждого работника авиазавода, но и для всей страны. Поэтому захоронить его нужно достойно, – отметил руководитель поискового объединения «Дон» Михаил Сегодин.

По данным поисковиков, Матвей Шенкман возглавил Воронежский авиационный завод имени Ворошилова в 1938 году. Он запустил производство штурмовика Ил-2, который получил прозвище «летающий танк» в годы Великой Отечественной войны.

Воронежский авиазавод эвакуировали в Куйбышев (Самара) в 1941 году в связи с наступлением вооруженных сил Германии. Матвей Шенкман возобновил выпуск Ил-2 и сократил цикл сборки самолета с пяти-шести дней до трех. Шенкман получил звание генерал-майора инженерно-технической службы. В том же году он был награжден орденом Ленина. В 1980 году стал прототипом главного героя фильма «Особо важное задание».

Матвей Шенкман погиб 12 мая 1942 года в авиакатастрофе. Он направлялся в командировку, чтобы решить вопросы о поставке комплектующих. Шенкман летел вместе с заместителем главного инженера авиазавода Львом Львовым из Куйбышева в Нижний Тагил. Транспортный самолет Ли-2 разбился в горах в условиях почти нулевой видимости. Погибли и четыре члена экипажа.

Согласно выводам комиссии, причиной катастрофы стала ошибка летчика: несмотря на непогоду, пилот не посадил самолет на ближайшем аэродроме. Самолет летел на высоте 700 м и столкнулся с сопкой (высота – 753 м). По другой версии, самолет стал терять высоту из-за отказа приборов.

Фрагменты тел, обнаруженные на месте катастрофы, перевезли в Куйбышев и захоронили на центральном кладбище. Место захоронения было утеряно во времена Великой Отечественной войны.

Турист обнаружил фрагменты самолета и передал информацию поисковикам на юго-западном склоне горы Оборотной (район ландшафтного заповедника «Старик-Камень») в 2015 году. Поисковые отряды обследовали место на протяжении трех лет. Поисковики обнаружили два мотора АШ-62, три стойки шасси, патрубки, приборы и мелкие фрагменты обшивки самолета. По характерным деталям и номерам двигателей установили, что аппарат является транспортником Ли-2.

Представители поискового объединения «Соболь» находили фрагменты костных останков с 2015 по 2017 год. При эксгумации останков нашли личные вещи: монеты, швейцарские наручные часы Invicta, серебряную чайную ложку ручной работы, мундштук, серебряную цепочку от часов, держатель перьевой ручки, фрагменты летного обмундирования, одежды и обуви. Поисковики обнаружили орден Ленина №7319, который принадлежал Матвею Шенкману, 12 мая 2017 года. 

Останки заместителя главного инженера авиазавода и членов экипажа также передали поисковому объединению «Дон». Поиски родственников погибших продолжаются.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».