Воронежский художник Павел Брат открыл в галерее Камерного театра выставку «И слово стало плотью» /Et Verbum Caro Factum Est" в среду, 2 июня. Всего в экспозиции девять объектов, которые стали результатом экспериментов художника с бумагой.

Их Павел создал еще в 2016 году в Санкт-Петербурге. Тогда, вспоминает художник, процесс создания арт-объектов был похож на научное исследование, а его мастерская превратилась в алхимическую лабораторию. Целью экспериментов «алхимика» с бумагой было превратить неживую материю в живую плоть.

Для этого художнику понадобились выкройки из тонких листов писчей бумаги, которые Павел зафиксировал на твердой основе. Ее художник поместил в воду, в которую, экспериментируя, добавлял клей, лак, сахар, желатин. Размокшая бумажная субстанция становилась податливой, это позволило придать ей различные формы.

В результате из неживых листов бумаги получились как будто «существа», напоминающие ветхозаветных животных – китов, рыб, птиц. Их художник насадил на железные штыри. Создается впечатление, что вся эта «живность» бегала, летала, плавала, затем было поймана художником, препарирована и превращена в трофейные экспонаты.

Арт-объекты Павла Брата отдаленно напоминают ритуальные христианские распятия, некоторые похожи на макеты кладбищ – могильные холмы в них имитирует мох. Создатель распятых скульптур не скрывает, что на него оказала влияние христианская культура. В самом названии выставки заложена библейская отсылка: «И слово стало плотью» – цитата из итальянской молитвы «Дева Мария».

– Это очень важная цитата, которая повествует о воплощении своих желаний и намерений. Если ты хочешь что-то воплотить, это нужно проговаривать. «Вначале было слово», а слово воплощается в деяние. Объекты, которые мы видим здесь – это трансформированные книги, которые содержат в себе слова. Книга трансформируется в плоть и превращается в экспонаты, – отметил Павел Брат.

Если не знать, из чего сделаны арт-объекты художника, кажется, что они из дерева. Кстати, сам Павел Брат говорит, что его бумажные экспонаты очень прочные – сломать их довольно сложно.

– Все творчество художника – это каждодневный эксперимент. Эксперименты с бумагой я начал с коллажей, когда учился на дизайнера. В какой-то момент я вышел в объем, начал делать бумажные панно. Затем перешел к экспериментам с водой: я прессовал и фиксировал бумагу, делал из нее деревянные доски. В результате бумага возвращалась к своему первичному состоянию и превращалась в дерево, – рассказал Павел Брат.

Изначально в серии «И слово стало плотью» /Et Verbum Caro Factum Est" была 21 работа. Две из них сейчас выставляются в Москве, остальные находятся в частных коллекциях.

Павел Брат – один из ведущих воронежских художников. В 2010 году он закончил ВГПУ и уехал в Санкт-Петербург, где учился в школе современного искусства «Про Арте». В 2018 году он переехал в Черногорию, где работал в трех резиденциях. Сейчас Павел живет в Воронеже и продолжает эксперименты с бумагой, изучая ее свойства и взаимоотношения с другими материалами.

Персональные проекты Павла Брата были представлены в Великобритании, Китае, России и Черногории. Его работы находятся в коллекциях Музея органической культуры Коломны, Музея современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург), Государственного русского музея (Санкт-Петербург), Национального художественного музея Черногории, Музея искусств Бойсе (США).

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».