Архивная выставка, посвящённая работе воронежской арт-группы «Незаметное ЛеГоГо» прошла в строящемся культурном центре «Кампанелла» 21 марта. Однодневная экспозиция собрала фотографии и видеодокументацию акций, сделанных участниками группы в 2008-2009 годах.


— Воронежское искусство нулевых годов сегодня ассоциируется с проектами галереи «Х.Л.А.М.» или экспериментами основателей Воронежского центра современного искусства. Многие считают, что ничего другого в городе и не происходило, однако это не так. Были и другие арт-группы, другие поиски, это был художественный процесс. Поэтому мне показалось интересным вспомнить неизвестные страницы этого процесса, — рассказал художник Сергей Ряполов — именно он стал инициатором выставки и предложил провести ее в «Кампанелле», где сейчас расположена его мастерская и мастерская Евгении Ножкиной.


Арт-группу «Незаметное ЛеГоГо» создали в 2007 году воронежские художники Егор Астапченко и Евгений Игуменов. Проект просуществовал до конца 2009 года. Также с группой активно сотрудничала художник и дизайнер Марина Демченко (Масленникова). Участники арт-группы создавали короткометражные фильмы («личные впечатления с сильным влиянием Хармса и абсурдистов»), проводили художественные акции в пустующих городских пространствах и другие эксперименты в области современного искусства.


Экскурсию по выставке провел Егор Астапченко. Второй участник группы, Евгений Игуменов, присутствовать на открытии не смог, но специально для гостей вернисажа записал обращение, которое транслировал аудиоплеер в одном из залов.

Акцию «Расстояние» художники провели на Северном мосту – 1700 метровый мост измерили цветом. Покрасили картонные квадраты желтым и фиолетовым – противоположными цветами на круге Иттена, которые при смешении должны давать нейтральный серый – и разместили их на равном расстоянии, чередуя друг с другом.


— Тогда это было для нас важно как действие само по себе, — рассказал Егор Астапченко. — Сегодня я воспринимаю эти акции уже не так лично, а как художественные произведения, более холодно, аналитически. Хотя здесь много интуитивных образов, которые трудно описать конкретными концепциями.

На акции «Окраска оранжевым» участники арт-группы и их друзья на пустом пляже под записи фольклорной музыки раскрашивали картонные квадраты оранжевым цветом – цветом рекламы и фастфуда.


— Мы спустились на набережную в район насыпи и после небольшого вступительного слова приступили к действию, — поделился воспоминаниями музыкант Сергей Хуторной, участник акции 2009 года. — Красили и одновременно слушали музыку, впитывали ту энергетику и те смыслы, которые в нее были вложены. У меня до сих пор сохранилось очень сильное впечатление от этой акции, это был необычный опыт.


Сейчас акции, проведенные пять-шесть лет назад, художники оценивают иначе, но не списывают их со счетов.

— Те концепции, которые мы тогда писали, сейчас мне кажутся смешными. Но тогда мы все это делали без претензий на серьезность, поэтому отчасти даже жаль, что это все не получило огласки. Теперь многие художники и кураторы смотрят и говорят, что это были интересные вещи,
Егор Астапченко

художник

По словам Сергея Ряполова, эта ретроспектива еще и хороший пример для молодых художников — история о том, что «не надо пять лет ходить за галеристом, можно собирать зрителей и делать выставки самим — на пляже, на мосту или в гараже».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter