, Воронеж
  • 11867

Воронежские флаги и затонувшие фрегаты. Чем интересен новый зал «Петровских кораблей»

Экспозицию музея посвятили родоначальникам русского военного флота
Воронежские флаги и затонувшие фрегаты. Чем интересен новый зал «Петровских кораблей» Воронежские флаги и затонувшие фрегаты. Чем интересен новый зал «Петровских кораблей»
РИА Воронеж Текст — , фото — Наталья Трубчанинова

В частном музее «Петровские корабли» появилась новая экспозиция, посвященная родоначальникам русского военного флота и кораблям, построенным на воронежских верфях. Торжественное открытие «Зала славы Русского флота в Воронеже» состоялось во вторник, 16 марта. Мероприятие приурочили к грядущему юбилею – в 2021 году исполняется 325 лет военно-морскому флоту России.

Формированию новой экспозиции способствовал областной грант, который руководство музея получило осенью 2020 года. Как отметила первый заместитель руководителя регионального департамента культуры Татьяна Цапина, ведомство и дальше готово оказывать музею поддержку.

– Музей «Петровские корабли» является одним из уникальных объектов на карте Воронежской области. Это один из лучших частных музеев – в первую очередь благодаря людям, которые здесь работают и с любовью и профессионализмом ежедневно делают его интересным для новых посетителей, – подчеркнула Татьяна Цапина.

Церемония открытия нового зала прошла в виде костюмированного представления – вместо директора музея, главы Воронежского союза предпринимателей «Опора» Сергея Наумова, гостей встречал генерал-адмирал Апраксин.

«Зал славы Русского флота в Воронеже» занял небольшое помещение, но такая камерность не помешала разместить здесь больше 100 экспонатов. Почти каждый из них связан непосредственно с Воронежем.

В центральной части зала висят портреты Петра Великого и основных фельдмаршалов времени царствования императора: Федора Апраксина, Бориса Шереметева, Федора Головина – все они бывали в Воронеже. А адмирал норвежского происхождения Корнелиус Крюйс, первый командующий Балтийским флотом, даже жил несколько лет в Воронеже и занимался здесь становлением флота.

На стеклянном подиуме можно увидеть символические ключи от новых городов и территорий, которые были присоединены к России по итогам Северной войны, пировую чашу Петра I, монеты той эпохи как символ богатства, которое приобрела Россия в результате войны.

Чаша, разумеется, не оригинальная, но выполнена весьма искусно.

По легенде, после окончания войны со Швецией Петр I собрал пир, на который пригласил пленных шведских генералов. Поднимая чашу, он произнес: «Я пью за вас, своих учителей! Вы научили меня воевать!».

Внизу на подиуме размещено символическое изображение – Самсон, раздирающий пасть льву. Это аллегория, в которой Самсоном выступает Россия, а погибающим львом – Швеция.

В экспозиции представлено изображение фрагмента личного флага Петра Великого. Этот морской штандарт отличается от крепостного тем, что орел держит в лапах не две, а четыре карты. Их расшифровка дана на сопроводительной табличке: карты символизируют четыре моря, к которым у России был выход при императоре: Белое, Азовское, Каспийское и Балтийское. Основным военным театром действий было Балтийское море. На картах также обозначены морские битвы, которые проходили при Петре I.

По углам зала расставлены все флаги, которые в годы правления первого российского императора поднимались в Воронеже. Любопытно, что всем известный российский триколор при Петре I был флагом торгового флота и считался национальным, а не государственным. Знаменитый Андреевский флаг, по легенде, был впервые пошит на флажном дворе в Воронеже, поэтому он занял почетное место в экспозиции.

Еще один флаг имеет интересное сочетание Андреевского флага и триколора – он был таким «переходным» флагом, потому что не ужился на флоте. Его придумал сам Петр I как один из первых вариантов Андреевского флага. Несколько лет этот флаг поднимался на кораблях в Воронеже, но из-за того, что вдалеке он не читался, впоследствии его все же заменили. В 1712 году император издал указ о формировании местного полка в каждом городе, каждый полк носил свой флаг. У воронежского фузилерного полка тоже был свой флаг – на нем изображался сидящий на двух пушках орел. В 1735 году, уже после смерти Петра Великого, это изображение стало гербом Воронежа на несколько десятилетий.

Под необычным по форме флагом – неправильного треугольника – Петр I плавал во второй Азовский поход. Знамя сшил один из монахов московского монастыря по заказу боярина Стрепнева, который привез его в Воронеж с известным военным деятелем, ближайшим помощником и советником государя Францем Лефортом. По окончании похода флаг передали в оружейную палату Кремля. Сейчас он хранится в государственном историческом музее Москвы.

А белый флаг с двумя перекрещивающимися черными якорями впервые был поднят над зданием адмиралтейства Воронежа. Как известно, первое адмиралтейство России возникло именно в Воронеже, и до 1714 года такой же флаг поднимался над строящимся адмиралтейством в Санкт-Петербурге. Позднее флаг адмиралтейства видоизменился: два скрещенных якоря заменили на четыре, как символ четырех морей.

Красный флаг с пересекающимися широкими синими и тонкими белыми полосами имел гюйс – носовой флаг военного корабля. Само название «гюйс» имеет голландское происхождение: во времена буржуазной революции в Голландии республиканцы – так называемые гезы – вешали на носу корабля свой флаг.

Кстати, гюйсом называют не только флаг. В экспозиции представлены тельняшка и роба матроса XIX века, которая как раз именовалась гюйсом. Синий матросский воротник тоже называли гюйсом. А три полоски на его воротнике появились в память о трех самых великих битвах русского флота: Гангутском сражении, Чесменской битве и Синопском сражении.

Одну из стен зала занимает барельеф в честь старинного изображения из морского устава. Барельеф выполнен по фронтиспису (первая страница перед титульным листом, где обычно публикуется какое-то изображение, в современной версии – портрет автора).

Ниже можно разглядеть настоящее изображение фронтисписа. Оно появилось по заказу Петра I, который писал морской устав. Рисунок создал Бартоломео Растрелли, отец известного художника Франческо Растрелли. Впоследствии многие мастера той эпохи делали по этому рисунку в большом количестве гравюры для печати морского устава.

В самом верху барельефа изображен двуглавый орел – символ России, в медальоне – четыре скрещенных якоря как символ четырех морей. Справа парит женщина – символ божьего предвидения, которая как бы открывает завесу тайны. В лодке можно заметить ребенка – это молодой царь Петр, к которому подлетает персонаж, символизирующий время, чтобы создать флот. Всех героев освящает треугольник, символизирующий Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Внизу изображены бог моря Нептун и бог войны Марс, как символы побед Петра I на море и на суше.

Отдельное место в экспозиции отведено трагической истории русского флота. Во время царствования Петра Великого затонуло 12 военных кораблей, в основном на Балтике. На деревянных табличках с колоколами можно прочесть краткую историю каждого из этих суден.

Например, яхту императору подарил король Англии. Петр I несколько лет плавал на ней в Балтийском море, пока в 1715 году она не затонула. Другой корабль напоролся на свой собственный якорь, затонул, но был поднят на сушу. Судоподъемную операцию проводил Федосей Скляев – корабельный мастер, который участвовал в строительстве в Воронеже линейного корабля «Гото Предестинация».

Адмирал Корнелиус Крюйс, несмотря на тесные связи с Петром I, из-за затонувшего корабля чуть не лишился головы. В 1713 году он командовал одним из трех кораблей, которые гнались за шведскими крейсерами на Балтике. Во время этой погони два корабля – «Рига» и «Выборг» – сели на мель. Адмирал Крюйс поднял сигнальный флаг, чтобы третий корабль продолжил погоню, но моряки неправильно поняли его сигнал и остановились, упустив неприятелей. «Ригу» удалось снять с мели, а «Выборг» пришлось сжечь. Адмирал и другие капитаны попали под суд, в котором лично участвовал Петр I под именем Петра Михайлова. Обвиненный по суду в потере корабля и упущении неприятеля, а также за прекращение погони, Крюйс был приговорен к смертной казни. Однако Петр I вынес решение сослать его на два года в Казань и лишить всех титулов. Мягкое решение государь вынес, понимая сложность ситуации, в которой оказался адмирал. Дело в том, что в то время еще не было четкого морского устава, где были бы прописаны единые морские сигналы, поэтому каждый капитан руководствовался собственным уставом.

Над входом в зал висит морской колокол. В парусном флоте существовал ритуал: после смерти матроса его тело в гамаке сбрасывали в море под восемь ударов рынды, означающие окончание его вахты.

Завершает экспозицию диорама Керченского похода, в который в 1699 году из Воронежа и Таганрога в Константинополь отправилась эскадра из 10 кораблей для подписания мирного договора с Турцией.

Музей «Петровские корабли» открылся в Воронеже 25 мая 2019 года. Это историко-культурный центр, который знакомит жителей и гостей города с частью истории нашего края, в первую очередь, связанную с именем Петра Великого и началом кораблестроения. По итогам 2020 года музей занял второе место по популярности у детей во всероссийском рейтинге «Музейный инфоцентр», а с момента создания его посетили более 10,5 тыс. человек. Среди гостей – иностранцы из 18 стран мира.

Сергей Наумов сообщил, что планирует продолжить расширение музея. Следующей экспозицией может стать «Чижовская слобода».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: