Не так давно на стенах коридоров разного рода учреждений можно было увидеть объявления типа: «Работник вправе затребовать, по своему усмотрению, дополнительные документы, помимо обязательного списка». Это означало, что он мог требовать документы бесконечно, подстраховывая себя со всех сторон. А уж в коррупциогенности такой ситуации можно было не сомневаться.

Безбумажная среда - во все дни недели

– Сегодня таких объявлений больше не встретите ни в одной конторе, – рассказывает заместитель руководителя департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области Алексей Соколов. – Ключевым моментом «антибюрократической реформы» стало принятие летом 2010 года Федерального закона № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем, в частности, приводился перечень документов, которые служащий все-таки вправе требовать у заявителя. Их, на первый взгляд, тоже немало – 18 видов. Но в большинстве своем это документы личного хранения; за ними не надо бегать, достаточно взять из «тумбочки»: паспорт, военный билет, свидетельство о браке, трудовая книжка, диплом, водительские права, техпаспорт на машину и т.д.

18 документов – это не так много по сравнению с тем количеством документов, которые требовать у заявителя теперь запрещено: их почти 300! Эти материалы чиновники должны сами запрашивать друг у друга в рамках системы межведомственного взаимодействия. По данным областного департамента связи и массовых коммуникаций, в месяц по заявкам жителей нашего региона происходит порядка 30 тысяч электронных информационных обменов. В 80 процентах случаев запросы идут в управление Росреестра. Популярны также ПФР, ЗАГС, УФМС, УВД, МЧС.

Гладко было на бумаге?

Трудно рассчитывать, чтобы при таком массовой, интенсивной модернизации у нас все проходило гладко. Рудименты старого мышления, конечно, остались, но скорее у самих заявителей, чем у госслужащих. Если раньше столоначальник был заинтересован запросить побольше бумаг, чтобы подстраховать себя, то теперь его «страх» в другом – как бы не нарушить «антибюрократический» 210-й закон. Наоборот, бывали случаи, когда администраторы отказывались принять «лишнюю» бумагу – дабы быть от греха подальше. Это уже другая крайность. По закону заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, не включенные в «обязательный» перечень – ведь это может сократить срок предоставления услуги. ФЗ №210 запрещает требовать, но не запрещает принимать документы!

Центральное дело

Близкая, но все же особая тема – работа многофункциональных центров. Нынешний год должен стать решающим в деле формирования их сети по региону. И первые два месяца года это ярко подтверждают. В январе МФЦ открылись в Анне, Грибановке, поселке Подгоренском, в феврале – в Панино, в Калаче, Нововоронеже. К концу 2015 года Центры будут открыты во всех районах области и самого Воронежа – общим числом 39.

Сегодня идет и гораздо менее заметная, но также крайне важная работа по созданию удаленных рабочих мест в крупных сельских поселениях.

– Эти филиалы (а по сути мини-МФЦ) будут открыты в поселениях с численностью жителей свыше 1000 человек – и сельским жителям больше не надо будет ездить в райцентр или в Воронеж, чтобы оформить свои дела, – говорит Алексей Соколов. – Конечно, потребуется большой объем кадровой, обучающей работы, потому что в ближайшие два года планируется создать 340 таких рабочих мест. Таким образом, сеть МФЦ в нашем регионе будет полностью сформирована.

Пока что сами по себе многофункциональные центры не ускоряют документооборот. Они лишь обеспечивают комфорт и удобство благодаря принципу «одного окна». Но скоро работникам МФЦ будут доверять и некоторые услуги, считающиеся государственными – и тем самым опять-таки будут сокращаться звенья цепочке обработки документов.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter