Владельцы автомобилей весом более 12 т с 1 ноября начнут платить за пользование дорогами по 3,7 рубля за 1 км – этот тариф заложен в программе «12-тонник», рассказал начальник ФКУ «Черноземуправтодор» Александр Лукашук на пресс-конференции в среду, 11 марта.
По его словам, автоматизированная система позволит отслеживать в режиме реального времени перемещение большегрузов. Предполагается, что на каждом 12-тоннике владельцы установят специальные бортовые устройства, подключенные к системе GPS или ГЛОНАСС. Периодически прибор будет передавать географические координаты движущегося автомобиля.
Фиксировать маршрут большегрузов планируется двумя способами: либо во время проезда через стационарные посты контроля, либо с помощью мобильных установок. На стационарных пунктах будут установлены специальные сканеры – рамки, через которые будет двигаться трафик. Автомобили мобильного контроля отследят большегрузы в пути с помощью фиксирующей аппаратуры. Они смогут отмечать движение 12-тонников, просто проехав рядом с ним.
– Информация о движении большегрузов будет стекаться в центр управления и мониторинга (ЦУиМ), где и будет в автоматическом режиме рассчитываться маршрут 12-тонника и пройденное расстояние. Эти данные поступят в биллинговый центр, который определит сумму платежа с конкретного автомобиля, – рассказал Александр Лукашук.
Фактически для расчета будут учитываться две точки, в которых зафиксировали проезд большегруза. То есть платить водитель 12-тонника будет за конкретный участок маршрута.
Каждый владелец большегруза должен будет завести счет, с которого платеж будет списываться автоматически. Тариф за проезд составит 3,7 рубля за км. При этом платеж не будет варьироваться для пустых или загруженных 12-тонников – по словам представителя «Черноземуправтодора», никаких скидок пока не предусмотрено.
– Система взимания платежей основана на зарубежном опыте. Можно привести аналогию с водительскими правами: есть категории управления автомобилем весом до 3,5 т и большегрузов. Автомобили от 12 тонн не разграничиваются – он может весить и 15 тонн, и 25 тонн, но категория будет одна и та же, – отметил Александр Лукашук.
Собранные средства будут поступать в дорожные фонды регионов.
От оплаты проезда авторы проекта предложили освободить только три категории: автомобили Минобороны, пассажирский транспорт и машины оперативных служб.
– Введение платы для большегрузов позволит избежать введения общего дополнительного налога для всех автомобилистов, – отметил представитель компании.
Андрей Лукашук добавил, что вычислить конкретный ущерб, который наносит дороге проезд одного 12-тонника, сложно – для этого нужны серьезные лабораторные исследования. Авторы программы опираются на общероссийскую статистику: в стране зарегистрировано более 1,5 млн большегрузов, еще около 400 тыс. 12-тонников ежегодно приезжают в Россию из соседних государств. Ущерб от проезда всех этих грузовиков оценивается примерно в 180 млрд рублей в год.
Программа «12-тонники» вступит в силу с 1 ноября 2015 года. Предполагается, что до этого времени бортовые устройства должны появиться на каждом большегрузе. За отсутствие приборов владельцев грузовиков будут штрафовать: по словам представители ФКУ, административная ответственность прописана в КоАП. Штрафы составят от 5 до 450 тыс. рублей.