Воронежские артисты и студенты академии искусств научились основам комедии дель арте у мастеров знаменитого миланского театра Piccolo Teatro di Milano Джорджио Бонджованни и Энрико Бонаверы. С 6 по 9 июня итальянцы рассказали воронежцам об истории комедии дель арте, ее основных персонажах, и сюжетных схемах этого жанра. 

Воронежские артисты примерили традиционные образы итальянского народного театра – наивного Арлекино, его возлюбленной Смеральдины, жадного купца Панталоне, плутоватого слуги Бригелло и глупого доктора. Каждый образ в комедии дель арте передается с помощью особенных масок. 

 

– Это не просто маски, это архетипы. Они несут в себе основные модели человеческого поведения. Где бы ни играли комедию дель арте, публика сразу узнает эти образы. Наши маски изготовлены известными мастерами Амлето Сартори и его сыном Донато, – рассказал Энрико Бонавера. – Они сделаны вручную, уникальны. Мы не считаем их предметами, мы чувствуем их души. Для актера комедии дель арте маска – вторая кожа, его лицо. Надевая маску, ты заявляешь, что ты уже не являешься собой. Самый большой комплимент актеру – не узнать его. Это полная противоположность идее современного актера, который должен быть узнаваем – объяснил Энрико Бонавера. 

 

9 июня воронежские актеры представили публике зарисовки, которые они сами сочинили на основе многовековых итальянских традиций.

– Мы восхищены игрой воронежских артистов. Это замечательные мастера, причем мы можем сказать это как об опытных актерах, так и об их молодых коллегах. Даже у тех, кто только вчера закончил вашу театральную академию, мы обнаружили серьезную сценическую весомость, которую редко встретишь. Это касается и импровизации. Воронежцев не порабощает текст, они способны легко с ним обращаться, очень быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. Это не просто актеры, это мини-драматурги. У русских театр в крови, – заявил Джорджио Бонджованни. 

 

Итальянцы признали, что за столь непродолжительный мастер-класс сложно полноценно освоить комедию дель арте. Однако отметили, что даже за 4 дня воронежцы смогли серьезно продвинуться в понимании этого искусства.

– За такое время сложно создать спектакль. На это нужны месяцы, даже годы. Мы сейчас лишь посадили в Воронеже зерна, которые, возможно, станут красивыми растениями, – сказал Бонджованни.

Мнение

– Очень интересный опыт. Для нас это был новый мир, потому что в русском театре совершенно иные традиции. Есть сложная психология персонажа, многомерность образа. У итальянцев образы более статичные, но это не означает, что они проще. Поверьте, русскому актеру проще сыграть Гамлета с его рефлексией, чем такого плутоватого слугу. Энрико и Джорджио показали нам на практике, что в комедии дель арте есть строгие рамки, внутри которых, тем не менее, можно бесконечно развиваться. Итальянцы играли те же самые роли, что и мы, но с потрясающей пластикой, жестами, эмоциями. Это многолетний опыт, громадный труд, – Андрей Мирошников, актер Камерного театра.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».