Неожиданное продолжение получила скандальная история с участием Банка «Хоум Кредит», который взыскал долги с умершего воронежца Олега Копылова.Вчера, 27 января, после очередного письма с финансовыми претензиями мать покойного заемщика Галина Шакина подала иск к банку о компенсации морального вреда на 10 млн рублей. Пожилая женщина не видит иного выхода прекратить бесконечные претензии банкиров. Конфликт кредитной организации с пенсионеркой длится уже полтора года, причем банковские структуры совершенно не координируют свои действия между собой.
Руководители извиняются, клерки взыскивают
Как уже сообщало РИА «Воронеж», в декабре 2013 года сотрудники банка добились судебного приказа, который постановляет взыскать с покойного Олега Копылова 65 тыс. рублей долга. При этом еще в 2012 году руководство банка официально заявило, что не имеет претензий к маме заемщика - Галине Шакиной. Женщина не вступала в наследство, и потому требовать от нее оплатить долги сына нельзя. Тогда в письме к пенсионерке банкиры выразили сожаление о звонках от банка и принесли извинения за неудобства. Однако в декабре 2013 года вышел абсурдный судебный приказ о взыскании долга с заемщика, который умер за полтора года до появления документа. Галина Шакина обратилась в СМИ. И теперь уже пресс-служба банка официально заявила, что «на почтовый адрес Галины Александровны судебный приказ по взысканию задолженности был направлен ошибочно».
– Если Галина Александровна не является наследником заемщика, банк к ней претензий не имеет, и она может не беспокоиться относительно судебного приказа. Соответствующий официальный ответ будет отправлен Галине Александровне по почте, – пояснили 30 декабря в пресс-службе Банка «Хоум Кредит», принеся извинения и соболезнования.
Однако вместо аннулирования нелепого судебного приказа и обещанного письма 16 января мать покойного заемщика получила на его имя новое требование о возврате долга. Банк предупредил умершего Олега Копылова о возбуждении исполнительного производства по тому самому судебному приказу.Чем снова вызвал шок у пожилой женщины, которая после публичных извинений ничего подобного точно не ожидала.
– Я себя очень плохо чувствую после смерти сына. Постоянные звонки и письма от банка еще больше подрывают здоровье. Я сильно нервничаю, поднимается давление. Когда получила очередное письмо уже после Нового года, была просто в ужасе. После смерти сына я еще могла ходить сама, но из-за этих бесконечных претензий, я уже передвигаюсь только по квартире и с помощью приставных ходунков, – говорит Галина Шакина. – За это время я перенесла несколько гипертонических кризов. Я не понимаю, почему сотрудники банка никак не могут разобраться в этой дикой истории. Я потеряла всякую надежду, что здравый смысл восторжествует и найдется в банке тот, кто сможет прекратить издевательства надо мной. Поэтому не вижу иного выхода, как обратиться в суд с иском о взыскании с банка 10 млн рублей компенсации морального вреда.
Чтобы разобраться в странной истории об «ошибках» сотрудников банков, Галину Шакину приглашали на одну из программ «Первого канала». Но женщина, инвалид второй группы, серьезно болеет, и ей пришлось отказать телевизионщикам. Она просто боится не доехать до Москвы.
– Откровенно говоря, мы ожидали обещанное Банком «Хоум кредит» письмо с официальными извинениями на имя мамы покойного Олега Копылова. Бумага с очередным требованием о возврате долга, направленная банком на имя покойного, указывает не только на вопиющий непрофессионализм сотрудников и несогласованность их действий, но и очень похоже на откровенное глумление над несчастной женщиной-инвалидом, похоронившей своего сына. Теперь банку предстоит задача - объяснить все свои действия в суде. После этого письма мы были вынуждены подать иск о компенсации морального вреда. Мы оцениваем его в 10 млн рублей,
В свою очередь в Банке «Хоум Кредит» пояснили, что уведомление, пришедшее после Нового года, было направлено «по ошибке в связи со сбоем во внутренних процессах взыскания банка».В пресс-службе уверяют, что в декабре в ситуации полностью разобрались и внесли данные об отказе от претензий к покойнику в соответствующую базу. Однако другие сотрудники, получив судебный приказ, «автоматически» сформировали письмо о взыскании.
– Банк «Хоум Кредит» не имеет к Галине Александровне никаких претензий и приносит свои глубочайшие извинения, – подчеркнули в пресс-службе банка «Хоум Кредит».
Все бы ничего, но одни и те же извинения в финансовой организации приносят Галине Шакиной уже в третий раз. Дела рядовых банковских работников явно не соответствуют тому, что говорят руководители.
Незаконная магия «судебного» штампа
Больше всего в январском письме Банка «Хоум Кредит» о взыскании долга с покойного Олега Копылова в глаза бросается ярко-синий штамп на конверте «Судебное уведомление». Суровая надпись вроде бы призвана напомнить о серьезности намерений финансовой организации.
– Банку придется не только отвечать по иску о компенсации морального вреда, но объяснить и наличие на письме штампа «Судебное уведомление», который, в принципе, может ставить только суд, – отмечает Дмитрий Михалевич.
Однако в Банке «Хоум Кредит» ничего нелегального в использовании таких печатей на своих письмах не видят.
– Рассылка копий судебных уведомлений – это практика, к которой иногда прибегает банк при работе по взысканию кредитов. Для того, чтобы привлечь внимание заемщиков к важным документам, банк ставит соответствующий штамп на конверт,
В Управлении судебного департамента Воронежской области агентству пояснили, что печати с соответствующей ссылкой действительно имеет право использовать только суд. В ведомстве сослались на действующий приказ от 31 августа 2005 года N 343ФГУП «Почта России» «О введении в действие «Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное»». В приложении к нему четко обозначено, что под «Судебными» почтовыми отправлениями понимаются заказные письма и заказные бандероли федеральных судов Российской Федерации и мировых судей.
Получается, банки ради устрашения должников не гнушаются подобными нарушениями. И судебный штамп лишь одна из составляющих психологии банковских работников – взыскать любой ценой.
Закономерная ошибка
По словам 58-летней Галины Шакиной, звонки от сотрудников службы взыскания банка начались сразу после смерти сына. 36-летний Олег Копылов внезапно умер 1 августа 2012 года. Его смерть стала серьезным ударом для всех родных, а особенно для матери. О небольшом долге сына пенсионерка узнала от сотрудников Банка «Хоум Кредит».
– Из банка на домашний телефон стали звонить по 8-10 раз в день, с 9 часов утра и до 23 часов вечера, и требовать погасить долг сына. На мои объяснения о том, что в наследство не вступала, не обращали внимания, – говорит Галина Шакина. – Мне говорили, что я фактический наследник и что скоро мои вещи опишут. Я в законе ничего не понимаю и выплатила бы этот долг сразу же. Но у меня нет таких денег. Я инвалид второй группы, у меня мизерная пенсия…
В сентябре 2012 года юридическое агентство «Консультант» направило на имя председателя совета директоров «Хоум кредит энд финанс банк» Иржи Шмейца рекламацию, к которой приложили свидетельство о смерти заемщика. В ней юристы от имени Галины Шакиной разъяснили норму закона о требовании долга с наследника. В ответ руководство Банка «Хоум Кредит»17 октября 2012 года направило пенсионерке письмо с соболезнованиями в связи со смертью сына. Банкиры выразили сожаление о звонках от банка и принесли извинения за неудобства, пообещав больше не беспокоить женщину.
В конце 2013 года семья умершего получила судебный приказ от 5 декабря 2013 года из Казани, где зарегистрирован «Хоум Кредит», которым банк взыскивал долги с покойного Олега Копылова. Представители Шакиной позвонили судье, но она, не приняв во внимание смерть клиента банка, посоветовала дождаться судебного пристава.
Потом были новые извинения в адрес Галины Шакиной со стороны банка, в том числе и на РИА «Воронеж». Однако в январе, формируя предупреждении о возбуждении исполнительного производства,его сотрудники в очередной раз в своих документах «воскресили» Олега Копылова.
– В результате подобных банковских сбоев страдают люди, случаются трагедии в семьях. На что банкиры говорят – «приносим свои извинения». И все? Тысячи заемщиков различных банков прекрасно знают, как действуют сотрудники банков при взыскании долгов – их не останавливает ничто. В данном конкретном деле – даже смерть, – комментирует Дмитрий Михалевич. – Я бы понял, если бы иск был предъявлен к наследникам, вступившим в наследство в соответствии с законом. Но здесь как минимум пять-шесть высокопоставленных сотрудников банка были в курсе того, что заемщик умер. Знали об этом и два десятка рядовых исполнителей. И все они как минимум трижды наступили на одни и те же грабли.
Абсурдная ситуация могла бы показаться даже курьезной, если бы не касалась жизни пожилой женщины, лишившейся сына.
Один раз – случайность, два – совпадение, а три – закономерность. Закономерная ошибка, которая стоит Галине Шакиной нервов и здоровья, случается вновь и вновь.И, возможно, она права, не видя иных способов, как наказать банкиров рублем. Ведь другого языка, кроме как языка денег, как выясняется, они не понимают.
Как в России взыскивают долги с мертвых. Обзор РИА «Воронеж»