Монахиня Арсения, в миру выпускница геологического факультета ВГУ 41-летняя Наталья Евлахова, 18 лет живет в задонском Рождество-Богородицком монастыре и занимается защитой животных. Лечит, кормит и ищет хозяев для бездомных кошек.

До ее прихода в монастырь проблема бродячих кошек и собак в Задонске решалась жестко: всех подброшенных на территорию обители животных сажали в мешок и вывозили в лес. Арсения решила изменить систему и стала заботиться о подкидышах. Корреспонденты РИА «Воронеж» пообщались с монахиней, которая ради спасения животных не побоялась пойти наперекор монастырскому уставу.

Арсению корреспонденты РИА «Воронеж» застали в пекарном цехе – это ее послушание, говоря мирским языком, работа при монастыре. Хлебом, булками и печеньями она обеспечивает монахов, трудников, (люди, которые работают в обители – РИА «Воронеж») и паломников. Работы много, но, когда появляется свободная минута, Арсения бежит к своим питомцам. Уже много лет монахиня заботится о кошках, которых ежедневно подбрасывают в монастырь.

– Я этический вегетарианец, с детства не ем мяса из жалости к братьям нашим меньшим. Когда увидела, как жестоко поступают с кошками и собаками, не смогла остаться в стороне. Решила, что буду пристраивать подкидышей, но это оказалось сложнее, чем я думала. Бывало, что нагружала в клетку по 10 котят и несла на рынок в Задонск, ездила с ними в Хлевное, Елец и Долгоруково. Чтобы заметили, стояла на рынках с плакатом, на котором было написано «проявите милосердие, возьмите котеночка домой». Тогда меня многие не понимали, – призналась корреспонденту РИА «Воронеж» монахиня. 

 

Матушка показывает своих питомцев. Вытаскивает из-под стола рыжего кота, затем берет на руки двух черно-белых малышей. Здесь же, в каморке, в клетке притаился голубь. Птицу с подбитым крылом подобрали осенью, как только вылечат – выпустят наружу. 

– Кошки голубя не обижают. Он и сам кого хочешь напугает, очень агрессивный. Только к клетке подходишь, он сразу метаться начинает, – рассказала Арсения.

Кошки, видя, что пришла хозяйка, дружно вылезают из укрытий. Животные живут в крохотной каморке дворника, который, как и Арсения, обожает животных, и в небольшом сарае. У монахини на попечении 15 котов. Арсения уверяет, что это мало. В морозы кошек обычно редко подбрасывают. Тяжелее всего весной и летом.

В это время хоть из монастыря беги. Только успеваю коробки считать. В каждой – от трех до восьми котят. Однажды меня до глубины души удивила бабуля. Приехала к нам из деревни с мешком живности и спрашивает, где здесь котят принимают. Я ей объяснила, что монастырь не кошачий приют, дала ей денег на обратный билет. Знаете, что она сделала? Вышла за ворота монастыря и в овраг их всех скинула,
Арсения

монахиня



В год в монастырь подбрасывают до 700 кошек. Чтобы навести порядок в своем кошачьем приюте, Арсения организовала группу поддержки в социальной сети, но виртуальные зоозащитники помогают мало. Редко кто-то из волонтеров привезет корм или лекарства.

 

– Я не знаю, как мне дальше быть. Продолжать жить в таком ритме мне не позволяет здоровье, но допустить жестокого обращения с животными тоже не могу. К сожалению, позиция монастыря в отношении животных остается прежней: в мешок - и на выброс. Искренне радуюсь за те монастыри, где официально разрешают ухаживать за животными, не препятствуют этого благому делу. Были раньше мысли сменить монастырь, но я здесь уже 18 лет живу и всем сердцем к нему прикипела, – откровенничает монахиня.

В монастырь Арсения попала неожиданно для себя. С 13 лет девушка была активной кришнаиткой. За хорошую пропаганду ее даже премировали двухмесячной поездкой в Индию. Потом Арсения захотела поговорить о Боге с представителями православия и отправилась в Задонский монастырь. 

 

– Я приехала туда с серьгой в носу, креститься не умела, икон не знала. Помню, экскурсовод объяснила, как нужно пальцы сложить, чтобы креститься, предложила подойти к мощам Тихона Задонского. Я прикоснулась к ним, меня, как током, ударило. Отхожу, ко мне люди кинулись, думали, что я в обморок упаду. Тогда я подумала, что меня просто укачало в автобусе. Когда вернулась в Воронеж, поняла, что больше не хочу быть кришнаиткой, – призналась монахиня Арсения.

Многих животных Арсении приходится лечить. Самая простая и распространенная проблема – лишай. Бывает, что животным требуется сложная операция. Был случай, когда возле монастыря сбили собаку. Монахиня подобрала истекающего кровью пса, оказала первую помощь и повезла его в воронежскую клинику. Ветеринары диагностировали у пса перелом бедра. Нужна была срочная операция, которая стоила порядка 10 тыс. рублей. Искалеченной собаке повезло, близкие Арсении дали денег на лечение.

– Почему люди подбрасывают животных в монастырь? Все думают, что здесь о них все будут заботиться. Поверьте, это совсем не так. Монахи здесь занимаются с людьми, им не до животных. О подкидышах хлопочу только я. Никто не покормит, не погладит, к себе в келью не пустит. Некоторые животные нашли приют на чердаках, в подвалах и сарае. Однако в монастыре сделали капитальный евроремонт, все двери наглухо закрыли, кошкам туда не попасть. Пристраивать животных с каждым годом все сложней, несмотря на то, что поток туристов и паломников в Задонск не уменьшается. Выход здесь простой – стерилизация, которая не противоречит христианским убеждениям, – говорит матушка Арсения.

Арсения сокрушается, что руководство монастыря так относится к бездомным животным.

– Многие святые с большой любовью относились к животным. На иконах Сергия Радонежского и Серафима Саровского часто изображают диких зверей, которых святые кормили из своих рук, а на иконе святого Герасима Иорданского всегда изображают льва, сидящего у его ног. Предание гласит, что этот лев прислуживал преподобному, как домашнее животное, в знак благодарности за излечение от болезненного нарыва. Схиархимандрит Иона из Одессы сам раздавал паломникам котят, а схиархимандрит Феофан из Мордовии тоже пристраивал котят и не разрешал выбрасывать животных. Народная мудрость гласит, что тот, кто не любит животных, вряд ли сможет искренне любить людей. Я с этим полностью согласна, – объясняет монахиня Арсения.

Арсения говорит, что никогда не забудет своего первого спасенного питомца. Это был месячный котенок, которого чуть не убил семилетний мальчик. Родители сказали ему, что уличные кошки – разносчики заразы. Когда мальчик с другом нашли на источнике котенка, малолетний живодер решил на месте избавиться от ходячей инфекции. 


Мальчик котенка головой о камни бил, в источнике топил, но убить его не смог. Второй мальчик плакал, просил его отпустить животное. Когда эту картину увидела, сразу малыша отняла и в келью отнесла. У котенка из-за побоев рот не закрывался, он жалобно пищал и мешал всем остальным в келье. На меня пожаловались руководству монастыря, котенка приказали посадить в мешок и отнести в город. Когда об этом узнала, грудью его заслонила и сказала, что не позволю этого. Так  в первый раз пошла против монастырского закона,
Арсения

монахиня

За 18 лет Арсения пристроила около семи тысяч котов. Чтобы хоть как-то воззвать к совести людей, подбрасывающих животных в монастырь, матушка написала объявление. «Уважаемые жители и гости Задонска, убедительная просьба не приносить в монастырь домашних котят, ввиду невозможности пристроить такое количество, они будут подброшены обратно в город». Это объявление она разместила прямо при входе в монастырь. Правда, подкидышей от этого меньше не стало. 

Фото: 1 из 18

Фото — Михаил Кирьянов

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».