Воронежский художник-мозаист Татьяна Федечкина восстановила разрушенное панно с портретом британского музыканта Дэвида Боуи. Об этом она рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» в понедельник, 20 июля.
Мозаичный Дэвид Боуи появился на стене пятиэтажки на улице Театральной в июне 2019 года. Панно размером 40 на 55 см было выполнено из цветного стекла, которое способно передать даже самые мелкие детали. По словам Татьяны, стекло не боится влажности и резкой смены температур, это делало мозаику практически вечной. Но, как оказалось, главным врагом уличного искусства стала не экстремальная погода, а капремонт. Работу варварски разрушили в конце 2019 года. За судьбу панно переживала часть жильцов дома. После покраски фасада здания они даже оформили работу в подходящую рамку. Но для других жителей «парадное» стало важнее. На месте рок-звезды в образе Зигги Стардаста теперь стоит серая металлическая дверь.
– Мозаику я восстанавливала больше полугода. Все это время воронежцы писали мне в соцсетях, интересовались, как продвигается работа. В мастерской я сначала собрала крупные фрагменты – они остались на демонтированных кусках стены дома на Театральной. Я решила оставить их на кирпичах, чтобы работа получилась с историей, символичная. Новых материалов почти нет – удалось собрать почти все кусочки мозаики. Трудность заключалась в том, что фрагменты панно раскрошились, а особенности материалов подразумевали поэтапную работу: приходилось приклеивать по одному кусочку и около суток ждать, пока «схватится» клей, – рассказала Татьяна.
Пока Дэвид Боуи «живет» в студии, но Татьяна Федечкина рассчитывает найти ему новое, более безопасное место:
– Теперь его нельзя просто наклеить на дом, скорее всего, работу правильнее разместить как «памятник». Нынешний Боуи тяжелый, но недостаточно увесистый, чтобы его нельзя было положить в багажник и увезти. Этот момент еще предстоит продумать. Я бы не хотела повторения истории: это не граффити, которые можно перерисовать за пару дней.
Татьяна Федечкина попросила воронежцев подобрать достойное место для панно. Предложения можно прислать ей в личные сообщения в соцсетях.
Работа с восстановлением портрета Боуи затянулась еще и потому, что художница параллельно занимается другими проектами. Сейчас она завершает большую оптическую иллюзию из кусочков черно-белой плитки.
– Изначально мозаику размером 3х3 м планировалось наклеить в арт-пространстве «Коммуны», чтобы она стала частью Платоновского фестиваля. Сейчас планы поменялись, и я хочу разместить ее в городе. Возможно, я обращусь в городскую администрацию, чтобы мне помогли подобрать для нее хорошее место. Хотя в аналогичной ситуации с прошлой работой мне предложили сквер на Машмете. Я тогда расстроилась: хочется, чтобы работу видели не только жители конкретного района, но и все воронежцы и гости города, ведь мозаика – это очень долгий и кропотливый труд.
Новая работа художницы создает иллюзию вращающейся спирали, если смотреть на нее под разными углами. Ее можно будет разместить как на вертикальной, так и на горизонтальной поверхности. Векторный эскиз проекта создала художница Юлия Ходневич – подруга и постоянный соавтор Татьяны.
– Это очень сложная высокодетализированная работа, с большим количеством геометрических линий, – отметила Татьяна.
– Хорошие арт-объекты нужны городу – они делают городскую среду интересной, оригинальной и дружелюбной. Но мэрия может предложить для размещения только муниципальные объекты. Их не так уж много. Работу можно разместить, допустим, внутри какой-то художественной школы, но тогда ее увидит ограниченное число людей. Но ведь любому художнику хочется, чтобы его проект оценило как можно большее количество горожан. Мастеру стоит написать обращение в администрацию с описанием проекта, его параметрами и пожеланиями по размещению, например, в месте с высоким пешеходным трафиком. Работу, размещенную без согласования, никто не обязан сохранять: ее могут закрасить или поставить на ее место железную дверь, – прокомментировали в пресс-службе мэрии Воронежа.